Галина Колесникова: "Льговская железная дорога своих не бросает!"

Железная дорога с самого начала своего существования была сугубо мужской сферой деятельности. По легенде император Николай I велел и на пушечный выстрел «баб к чугунке не подпущать». Однако вначале неофициально, а потом и полноправно женщины наравне с мужчинами работали на железной дороге. Единственная должность, на которую принимали слабый пол практически с самого начала эксплуатации железных дорог, это «переездная сторожиха», то есть дежурный по переезду. Но «переездный сторож» и «переездная сторожиха» обозначали две разные должности: на первую принимали исключительно мужчин, на вторую – только женщин.

Жизнь прожить – не рельсы перейти

Такие женщины были и в нашем районе, я их помню с детства. Большое стадо хозяйских коров паслось на шерекинском лугу за переездом станции Льгов-2. Около двух часов пополудни мы с бабушкой шли навестить и подоить нашу Зорьку. Путь лежал через переезд. Домик дежурного, которым нельзя было не полюбоваться, буквально утопал в цветах: на клумбах пылали бархатцы и сиреневые флоксы, а в вазонах под окошком цвели ромашки и петунии. «Га-а-аля! Дежуришь?» – приветствовала «переездную сторожиху» моя бабушка. «Драсте, тёть Жень!» – отвечала, улыбаясь, блондинка в красивом форменном костюме. 

Если переезд был закрыт, соседки приветствовали друг друга кивком головы, потому что Галина Николаевна встречала поезд. Она стояла на маленькой террасе домика с желтым флажком в вытянутой руке, чуть склонив голову. Машинист состава приветствовал её гудком, а я в восторге хлопала в ладоши и считала мелькавшие вагоны…

С тех пор прошло лет двадцать пять. Домика с цветами на том переезде больше нет, а вот Галина Николаевна Колесникова по-прежнему работает на железной дороге и теперь «сторожит» переезд на Льгове-1. 

По образованию она вообще-то швея и трудовую жизнь свою начинала на льговской фабрике. В 1983-ем вышла замуж за железнодорожника Виктора Колесникова, а жили они тогда на улице Жданова (ныне – Васильева), что совсем недалеко от стальных магистралей.

– В 1986 году пускали фирменный ежедневный поезд «Сейм» по маршруту «Льгов-Москва-Льгов» и набирали проводников, – вспоминает Галина Николаевна. – Я окончила курсы и начала ездить. Вахта длилась по две недели…

Но дома подрастал двухлетний Серёжа, и на семейном совете Колесниковых приняли решение, что мама оставит «разъездную работу». Следующие три года Галина Николаевна трудилась на хлебоприемном предприятии и шила на дому – детские вещи тогда были в большом дефиците. А в 1990 году её вновь позвала железная дорога.

«Железная дорога своих не бросает»

Тот самый переезд-цветник на Льгове-2 был близко к её дому. Смена дежурного длилась по 12 часов. Для семьи – уже полегче.

– Раций тогда у нас не было, но когда и какой поезд будет идти, мы, конечно, знали, – рассказывает Галина Николаевна. – Переезд тот был полуавтоматическим, то есть только шлагбаум.

Главная обязанность дежурного по переезду – обеспечивать безопасные условия для пропуска всех видов транспорта, включая гужевые повозки. А ещё он контролирует работу устройств на переезде, обеспечивая меры безопасности при аварийной ситуации, которая теоретически может случиться на переезде: заглохла машина или скотина испугалась, например, и стоит как вкопанная. Да мало ли что! В любой непредвиденной ситуации нужны стальные нервы, выдержка и четкое следование инструкции: первая секунда, вторая…

– За это время нужно успеть нажать кнопку заградительной сигнализации на щитке поста и сообщить о ЧП дежурному по станции и машинисту приближающегося поезда, – говорит Колесникова. – Затем, убедившись, что сигнализация сработала, и поезду горит «красный», нужно разруливать ситуацию на переезде. Слава Богу, каких-то серьёзных происшествий за годы моего дежурства на переездах не случалось. Ну, может камешек в заградительное устройство попал и его заклинило... Но я стараюсь сама такие поломки устранять.

Вот так! А вы думали, что она там только с флажком жёлтым стоит и улыбается? Хотя даже эта позиция «вполоборота» – не балет, а по инструкции. Что же касается цветов, то это всё-таки для души…

Тринадцать лет Колесникова отработала дежурной на переезде Льгова-2, который числился за Льговской дистанцией пути ПЧ-30. Потом произошла реорганизация с оптимизацией и… Галина Николаевна снова оказалась в проводниках. Только теперь обслуживала пригородный поезд «Льгов-Курск».

– Потому что железная дорога своих не бросает! – гордо говорит она.

Её как опытного работника всегда ставили на хвостовой вагон. В начале двухтысячных этот маршрут был очень популярен. Состав насчитывал по 3-4 вагона в будни и по 7-8 в выходные, когда в Курск и обратно массово ездили студенты.

– Проводник хвостового вагона подтверждает готовность поезда к отправке, – объясняет Галина Николаевна, – поднимает жёлтый флаг или фонарь и едет с открытой дверью, пока перрон не закончится. 

И это тоже для обеспечения безопасности, а не последний шанс запрыгнуть в поезд опаздывающим пассажирам, как многие из нас думают…

Дежурному и Дружок рад

С развитием автобусного сообщения между Курском и Льговом популярность того легендарного для студенчества маршрута с мягкими креслами (как в самолёте!) и музыкой в салоне стала падать. Сокращение пассажиропотока привело к сокращению вагонов и, к сожалению, проводников.

И вновь железная дорога Галину Николаевну не бросила! Она снова поступила проводником, но теперь уже в спецпоезд ПМС-309 (г. Брянск), бригада которого занималась планово-предупредительным ремонтом путевого хозяйства. Пока мужчины работали, Колесникова обеспечивала им почти домашний быт: убирала и топила вагон, готовила завтраки, обеды и ужины на 36 человек! Как управлялась с 20-литровой кастрюлей, она сама до сих пор не понимает.

– Мужчины помогали, конечно, но чаще сама и уголь, и дрова таскала, и за водой на станцию ходила, – вспоминает она, – благо, что ремонтный поезд ставили на хозучастках или где есть общежитие…

Но тогда Галина Николаевна больше жалела свою сменщицу-напарницу, которая на вахту в брянский ПМС аж из Волгограда добиралась. Чтобы той проще было, Колесникова предложила смену по десять дней вместо пяти…А после трёх лет «курсирования» с ремонтниками по брянщине и орловщине Галине Николаевне предложили взяться за старое – на переезде Льгов-1 дежурить.

– Конечно, я согласилась! Пока нужна буду железной дороге, буду работать. А как иначе? – улыбается она.

Вместе с Колесниковой за безопасность движения на этом переезде отвечают её сменщики Николай Дмитриевич Кирин, Юрий Александрович Щадных, Евгений Александрович Ермоленко и круглосуточный «дежурный» по кличке Дружок. 

– Ой, он же щеночком умирал под товарным составом. Жалко было… А теперь вот отогрелся, откормили... Но вы про него, пожалуйста, не пишите! По инструкции нельзя ему тут, – прогоняя из кадра похожую на овчарку собачку, просила меня Галина Николаевна.

Но я её не послушала. Главное ведь, какой человек, а уже потом инструкция.

№: 
Рубрика: