Российское правительство сообщило о том, что новые правила прохождения технического осмотра транспортных средств, которые должны были вступить в силу 1 марта, из-за распространения коронавирусной инфекции, начнут действовать только с 1 октября 2021-го. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин добавил, что у правительства появится время, чтобы доработать систему и обеспечить бесперебойность ее работы. Что именно изменится для автомобилистов и владельцев СТО с 1 октября 2021 года?
Не сфотографировал – не проверил
Первое: процедуру технического осмотра теперь будут фиксировать с помощью фотографий. Для оформления диагностической карты потребуются две фотографии – до и после диагностики. Эти изображения вместе с координатами места съёмки отправятся в единую автоматизированную информационную систему техосмотра ЕАИСТО (её данные используются для оформления электронного страхового полиса или проверки личного коэффициента для ОСАГО). Координаты места съёмки при этом не должны быть дальше 150 мет-ров от пункта ТО – эти данные станут подтверждением посещения транспортным средством пункта осмотра.
Сами диагностические карты с текущего года тоже будут храниться в ЕАИСТО. Для внесения данных о техосмотре эксперт-техник теперь должен ставить электронную подпись, а не авторизироваться через аккаунт, как было ранее.
Вторая новелла заключается в следующем: перед началом диагностики оператор обязан будет сверить идентификационный номер автомобиля, кузова, рамы или кабины с номером в свидетельстве о регистрации или паспорте транспортного средства. Если номера не совпадают или есть несоответствия по марке или модели (проще говоря, её не удаётся идентифицировать по данным документам), то оператор откажется от проведения диагностики, внесёт соответствующие данные в ЕАИСТО и отметит причину отказа.
Услуги ТО автовладелец должен будет оплачивать до начала диагностики: без предоплаты оператор осматривать автомобиль не станет. Процедура техосмотра начнется с загрузки в ЕАИСТО первой фотографии автомобиля. Без неё система не позволит эксперту вносить данные в карту. То же самое случится при несоответствии данных, например, если номер транспортного средства присвоен автобусу, а пункт ТО не имеет аккредитации на техосмотр автобусов.
Затем эксперт-техник проведёт сам техосмотр: ряд визуальных проверок и инструментальных замеров работоспособности отдельных узлов. Весь процесс для личных легковых автомобилей, согласно установленному законом регламенту, должен занимать не более 30 минут.
Оформление диагностической карты завершится загрузкой второй фотографии автомобиля. Лишь после этого техник сможет поставить электронную подпись, которая сделает заполненную диагностическую карту действительной. Бумажная версия документа выдаётся на руки по желанию автовладельца: для покупки полиса ОСАГО она уже не потребуется – страховщик просто впишет номер диагностической карты из ЕАИСТО.
Что будет, если не пройти техосмотр
Водителей, не прошедших техосмотр вовремя, ждёт штраф – 2000 рублей. Но из-за последствий пандемии коронавируса его начнут применять лишь с 1 марта 2022 года.
Через год нарушение будут выявлять и комплексами фотовидеофиксации. Если автовладелец в последний день действия предыдущей диагностической карты купил полис ОСАГО и до следующего года на техосмотр не явился, это покажет ЕАИСТО. Если по данным системы на машину не оформлена диагностическая карта, штраф придёт даже при наличии действующего полиса ОСАГО, но не чаще, чем один раз в сутки.
Однако до вступления в силу этого пункта правил всё будет работать как сейчас: камеры наличие диагностической карты не проверяют, а инспекторам ГИБДД достаточно действующего полиса ОСАГО.
ВАЖНО! Инспекторы смогут аннулировать диагностическую карту, если установят, что автомобиль не проходил диагностику или если было выявлено несоответствие машины требованиям безопасности, но на неё всё равно оформили диагностическую карту. Сведения об аннулировании карты вносятся в систему ЕАИСТО одновременно с принятием решения о привлечении к ответственности оператора техосмотра.
Фото из открытых источников