Жители Льгова о флоте

С нами Бог и Андреевский флаг!

День военно-морского флота в России каждый год отмечается с размахом. В море его празднуют матросы-срочники и контрактники, на суше – те, кто служил в этих благородных войсках, и проносит память о ней всю свою жизнь. О буднях морского братства и об особенностях службы в рядах ВМФ, родоначальником которого был сам Петр Первый, газете рассказали льговчане-моряки Сергей ГОНЧАРОВ и Владимир ШУСТ. 

Сергей Николаевич проходил службу в 1992 году, а Владимир Николаевич служит сейчас. Что примечательно, оба служили в одном городе – Балтийске Калининградской области. Это обстоятельство дает нам возможность не только узнать о морском флоте, но и увидеть его развитие и жизнь через года. Вот что нам рассказали.

Сергей Гончаров: Моя служба проходила в дважды Краснознаменном Балтийском флоте в подразделении гидрографической службы. «Учебка» была там же, в Калининградской области, в городе Пионерский Курорт, где находился девятый флотский экипаж. Это была большая военная учебная часть, в которой я пробыл первые полгода службы. Призван в 1992 году, тогда это как раз был первый призыв на два года после отмены трехлетней службы на флоте. На тот момент этот факт очень меня обрадовал…

Владимир Шуст: Я служу на корабле «Настойчивый» в 128-й бригаде надводных кораблей. Это эсминец первого ранга и мне очень повезло быть его частью. Как говорится в одном известном фильме, часть корабля – часть команды… «Учебку» проходил в Кронштадте. Там мы с сослуживцами провели чуть больше полугода, а распределение по кораблям задержалось в связи с коронавирусом.

КОРР.: Когда вы проходили призыв, хотели попасть именно на флот или были другие предпочтения?

С. Г.: Да нет, выбирать вообще-то не приходилось, тут уж как Родина скажет, куда направит – значит, там ты и нужен. Но я очень рад, что оказался нужен именно ВМФ!

В. Ш.: А я до армии хотел попасть в ВДВ. У меня дедушка десантник, да и до этого имел дело с парашютами, но обстоятельства сложились так, что попал на флот. И я считаю, что всё сложилось более чем удачно. Служба интересная и проходит хорошо, к тому же мой прадед воевал во второй мировой в составе ВМФ, а в этом году как раз 75 лет Великой Победе.

КОРР.: ВМФ включает в себя массу специальностей. Многие из них связаны с кораблями, а некоторые не совсем. Какая специальность у вас?

С. Г.: У меня как раз неклассический взгляд на морское дело, так как сам я служил на береговой базе водителем в автопарке. Со временем стал начальником технического осмотра автотранспорта в порту. Моя задача заключалась в том, чтобы выпускать автомобили на линию. Но я думаю, что разница невелика, где именно служить, – на корабле или на береговой базе. Условия службы на тот момент были практически одинаковыми.

В. Ш.: Моё место службы на корабле в минно-торпедной боевой его части. А боевая задача заключается в обслуживании и управлении пультом ударной силы. От моих действий, в частности, зависит точность выстрелов с корабля, управление его вооружением и его исправность. Для меня наш корабль – это большая неприступная плавающая крепость, он как сторожевая башня на море, обладающая колоссальной огневой мощью. Я очень горжусь своей специальностью, мощью орудий «Настойчивого», которые устрашают любого противника.

КОРР.: По-вашему мнению, служба на флоте престижна?

С. Г.: Служба на флоте такой была и остаётся. Флот – это не только красивая форма, но и морская романтика, неповторимый шарм, которого нет в других войсках. Ну и девушкам очень нравятся моряки…

В. Ш.: Конечно, служить в ВМФ престижно. Здесь не только высокое жалование у срочников и контрактников, но и сама служба Родине идет чётко и… как по маслу. Кроме этого, ограниченный коллектив военнослужащих на корабле или в порту влечёт за собой качественное общение и дружную жизнь. Экипаж корабля – это большая семья, которую объединяет общая цель поддержания боеготовности и живучести корабля, нашего дома.

КОРР.: Какие условия службы стали отличительными в ваше время?

С. Г.: Условия службы на флоте всегда были очень разнообразными, со своими плюсами и минусами, но на моё время службы пришлись девяностые. Да, начало того периода уже нанесло удар по стране, но флот был незыблем во все времена. Наверное, это морская дисциплина не допускала развала и расхлябанности… Несмотря на те непонятные времена, у нас все было чётко и отлажено: и техника всегда была в порядке, и не было хаоса. Помнится, в те годы моряки не ощущали никаких недостатка в чём-либо. Хоть и небольшое жалование, но и его мы получали в срок.

В. Ш.: Условия нормальные. Три дня в неделю мы можем связываться с родными, и я не думаю, что до развития мобильных средств связи была такая возможность. Кормят нас прилично, работой сильно не загружены. Однако особенность службы в мой призыв стоит связать в первую очередь с особым вниманием к состоянию здоровья моряков в связи с новым коронавирусом. Все знают, что на море высок риск заболеть пневмонией или подхватить бронхит. К счастью, нас пока Бог бережёт. Но новая эпидемия всё равно нанесла удар, ведь мы не смогли поучаствовать в военно-морском параде, который должен был пройти 9 Мая в Кронштадте...

КОРР.: Как считаете, что делает ВМФ элитными войсками?

С. Г.: Их ничто не делает такими, они такие и есть. Во-первых, это особая территория, море здесь становится театром боевых действий. Во-вторых, ВМФ имеет колоссальную ударную мощь. Да и там, где сухопутные войска не пройдут, к чьим-то берегам не подступиться, ВМФ всегда может реализовать доступ. Ну и к тому же флот – это же не только корабли, это отдельный вид вооружённых сил и совокупность разного рода войск: морская пехота, корабелы, морская авиация, морская пограничная служба, морской десант и т. д. Почему, к примеру, раньше служили на флоте больше времени? Потому что здесь требуются и познания определённые, и технические навыки, и умения, без которых сложно обойтись. Думаю, что как раз все эти характеристики делают флот элитными войсками. 

В. Ш.: Можно рассматривать флот в двух состояниях: в мирное и военное время. В первом элитарность этого рода войск заключается в первую очередь в наличии специфической техники – как наводной, береговой, так и подводной. То есть флот разнообразен и велик, он гораздо шире, чем его могут представлять далёкие от него люди. А если говорить о флоте в военное время, то эта служба не только очень сложная, но и одна из самых опасных. Она требует неимоверной силы и ловкости, быстрого ума, стойкости… Именно поэтому я считаю, что люди, служащие в ВМФ, – это те, кто подходит для этого. И они – настоящая элита наших вооружённых сил. 

КОРР.: Какие качества в мужчине воспитывает флот?

С. Г.: Ответственность за себя и сослуживцев, которая остаётся по жизни.  Огромный механизм морского порта, где каждый матрос является его частью и держит ответ за свои действия, не даёт расслабиться уму. Так воспитывается самостоятельность. Также море не терпит бесхарактерных людей. Флот воспитывает твёрдость и настойчивость, он учит в короткий срок принимать правильные решения.

В. Ш.: На корабле первым делом воспитывается стойкость и терпение. Это связано со своеобразными тяготами службы. Например, нужно уметь переносить невыносимую жару, поскольку корабль очень быстро нагревается на солнце. Кроме того, флот воспитывает внимательность. Безусловно, не обойтись без самостоятельности и ответственности, потому что у каждого матроса есть своё собственное заведование. От одного человека может зависеть жизнь всего корабля и экипажа.

КОРР.: А преимущества у этой службы есть?

С. Г.: А как же! В ВМФ очень красивая форма. И тот, кто служил, всегда помнит свой дружный экипаж. Именно на флоте своеобразный и неповторимый уклад жизни, с которым больше нигде не столкнуться. Специфика морских войск такова, что не служивший там человек вряд ли поймет служившего. Флот не просто остаётся в памяти, он буквально поселяется в душе. И его частичку проносишь через всю свою жизнь.

В. Ш.: Преимуществ масса. Например, высокая зарплата у офицеров-контрактников. А выход в море – это ни с чем не сравнить! Романтика, навеянная морем, приносит огромное удовлетворение от службы. Ну и впечатления, воспоминания ты уносишь с собой на всю жизнь. Торжественное поднятие флага, красота и мощь Вооруженных морских сил – всё это очень зрелищно!

КОРР.: Служба на суше и на море отличается, везде своя специфика. На море она какая? 

С. Г.: Если не считать того, что мы привыкли видеть – корабли, море, подводные лодки и так далее, то можно сказать об отдельной ранжировке званий, отличающихся своими названиями. Флот для постороннего человека – это как страна с другим языком. Морской жаргон понятен в большинстве случаев только морякам, ведь в ВМФ принято все слова сокращать. Например, можно сказать «капитан первого ранга», но моряк скажет «капрас», капитан третьего ранга – «каптри». Это и в повседневных вещах находит свое отражение: например, тумба, где находится дневальный, – это баночка, веник – голяк, туалет – гальюн, колокол – рында. На флоте много таких названий, причём, терминология в порту и на корабле одинаковая.

В. Ш.: Служба на корабле или в порту интересна в плане как мирного, так и военного быта. Флот имеет собственный корабельный устав, который почти полностью отличается от сухопутного, общевоинского устава. Например, в корабельном уставе есть статьи борьбы за живучесть корабля. И если в обычной «сухопутке» нужно знать только общевоинский устав, то в ВМФ нужно знать оба. На этом особенности не заканчиваются. И те же особенные звания, и свой жаргон, специальные наименования и терминология: столовая – это камбуз, плац – ют... 

КОРР.: Сейчас срок службы в ВМФ сокращён до одного года. Как вы к этому относитесь?

С. Г.: Сейчас много контрактников, которые восполняют недостаток глубоких специалистов на море. Для срочников, конечно, года маловато, чтобы узнать полностью своё дело, изучить все особенности, всю материальную часть флота и набраться необходимого опыта. На мой взгляд, два года – это как раз оптимальный срок службы.

В. Ш.: Нас очень хорошо обучают. Матросы успевают освоить специальность и получить нужные навыки. Думаю, что раньше призывников отпугивал долгий срок прохождения службы на море, сейчас же она стала более привлекательной.

КОРР.: Сергей Николаевич, как повлияла служба на флоте на Вашу дальнейшую жизнь?

С. Г.: Она стала отправной точкой в моей жизни, в работе. После службы я прошёл большой путь: не считая моря, послужил ещё и в авиации. После ухода на «дембель» я по контракту служил три года в Курском вертолётном полку. Ну и далее, окончив службу, пошёл работать в полицию. По сей день охраняю общественный порядок в нашем городе. Сейчас, когда уже обзавёлся семьёй и построил свой быт, флот продолжает жить в моей душе. Качества характера, которые развивались во мне там, на службе, помогают строить счастливую и благополучную жизнь.

КОРР.: Дайте три совета тем, кто служит в ВМФ и кто, возможно, будет служить во флоте.

С. Г.: Призывникам скажу так: не стоит бегать от службы, особенно от службы во флоте. Тем,  кто служит, советую служить так, как служил я, как наши отцы и деды – честно и достойно. Обязательно нужно беречь своё здоровье, не растрачивать его и возвращаться из армии домой, радовать своих близких.

В. Ш.: С первых дней службы нужно усиленно учиться, ведь корабль требует знаний и внимания. Необходимо чётко выполнять приказы, следовать распорядку дня и уставу. И не нужно бояться службы во флоте, поскольку это самое лучшее место, чтобы отдать свой мужской долг Родине.

Артем ФЕДОРОВ

№: 
Рубрика: