Время не властно!

Лёша Мелехов – во Льгове, ещё совсем юный. (фото из домашнего архива О. К. Харченко)

25 июля исполняется 10 лет со дня смерти человека, имя которого во Льгове редко кто не знает, ведь именно он написал музыку и слова «Льговского вальса». Эту песню мы распеваем и на различных мероприятиях, и за дружеским столом вот уже более 50 лет! «Словно песня, Сейм течёт, красотой блистая. Все вокруг шумит, поет и не умолкает...» Вспомнили?

Он жил и работал во Льгове в музыкальной школе и в тогдашней школе-восьмилетке в начале 60-х годов прошлого столетия – совсем еще пареньком, после окончания Курского музучилища. Уже тогда на концертах в том же РДК он исполняет песни собственного сочинения, удивительно мелодичные, запоминающиеся. И их, а главное – самого исполнителя, симпатичного, открытого, публика встречает и провожает восторженно. Однако этот ранний успех не меняет его, доброго товарища и просто замечательного человека! Это отмечают все, кто тогда с ним работал и дружил, кто у него учился. В частности, Александр Новиков вспоминает: «После музыкальных уроков Мелехова все другие уроки казались блеклыми... Уже тогда было ясно, что он – гений в музыке. А человек? Человечище! Горжусь, что у него учился, что с ним дружил!»

Из Льгова, в 1966 году, Алексей ушел служить в армию. Там он попал в военный оркестр Калининграда. Спустя три года, возвратился во Льгов, работал здесь руководителем эстрадного оркестра при РДК, подарил нам несколько своих творческих вечеров. В эти годы он женился на девушке Светлане из Конышевки. Из Льгова с женой уехал в Ригу – поступать в консерваторию. Окончив ее, переехал жить в Калининград. И этому городу он подарил песню – «Калининградский вальс». А вообще, как вспоминает его вторая жена Валентина Валерьевна, помимо работы солистом Кубанского казачьего хора, он и с созданной им вокально-инструментальной группой, и один объездил практически всю страну, был даже на Севере и Камчатке. И почти каждому городу, с которым у него были творческие и дружеские связи, он писал песню.

– Добрый казак! – как о живом сказал мне в недавнем телефонном разговоре его друг – атаман казачества города Багратионовск Калининградской области С. С. Полумиско. – Он был настоящим товарищем и патриотом, но главное – талантливейшим композитором, поэтом и исполнителем. Алексей Андреевич не только являлся первым голосом в Кубанском казачьем хоре, но и написал для него «Гимн Центрального казачьего войска», а нам – «Гимн Балтийского отдельного казачьего округа». А вообще существует сейчас 4 диска с его песнями, ищите их в интернете, слушайте – и перед вами предстанет не просто талант, а редкий по высокой гражданственности человек.

Еще Сергей Сергеевич сообщил, что совсем скоро в Багратионовске пройдет фестиваль, посвященный творчеству А. А. Мелехова. Он состоится на калининградской земле уже в третий раз после смерти этого выдающегося человека. И организаторы фестиваля, подчеркнул С. С. Полумиско, будут очень рады приезду на это мероприятие льговчан.

Впрочем, льговчане своего любимца не забывают и без этого. Живущие в Калининградской области наши земляки посещают его могилу. А в январе на ней побывала Н. Б. Жарких, которая гостила в Калининграде у своей подруги – тоже льговчанки Л. С. Якубовой. Сопровождал их брат Лилии Сергеевны А. В. Дербенков, много лет проработавший директором Калининградского НИИ океанологии, а в детстве живший во Льгове. Надежда Борисовна с волнением поведала мне о чувствах, которые они пережили на могиле Мелехова: будто и не умер он вовсе!

Он, действительно, жив – своими замечательными песнями, тем, что он оставил в душах всех, кто хоть коротко соприкасался с ним, не говоря уже о его друзьях и близких. А оставил он светлый, легкий и яркий след, над которым время не властно.

Руководитель Кубанского казачьего хора В. Г. ЗАХАРЧЕНКО:

– Мое знакомство с Алексеем Мелеховым состоялось осенью 1992 года в г. Омске на I Всероссийском фестивале русской культуры «Душа России». В нем приняли участие многие известные исполнители и концертные коллективы страны.

Но вот где­то уже к концу концерта на сцену, под шум несколько удивленной публики, вышел с аккордеоном в руках никому не известный, очень колоритный, чубатый донской казак станицы Вешенской Алексей Мелехов — автор и исполнитель собственных песен. Ну прямо­таки, ни дать, ни взять, — герой шолоховского романа «Тихий Дон»! Алексей очень тихо и таинственно под собственный аккомпанемент начал петь свою песню «Никто, кроме нас». Легкий зрительский шум сразу затих, и все погрузились в слушание. Каждое слово, каждый звук его хрипловатого задушевного голоса завораживали слушателей, задевая за что­то самое­самое сокровенное. Затем в интонации его голоса появилось душевное напряжение, которое поднялось до драматизма такой неимоверной силы, что зал буквально оцепенел. Многие, не стесняясь, начали плакать, а я, испытав трудно описуемое духовное потрясение, просто рыдал. И было отчего.

Вот о чем с такой пронзительной болью пел потомственный казак:

За тебя, Россия православная.

Господи, спаси живущих на Руси!

Было столько бед, но ты спасенная!

Русская земля, Родина моя,

Никогда не будешь преклоненная!

Выступление Алексея Мелехова произвело на слушателей эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Потрясенный зал в едином духовном порыве встал. Шквал аплодисментов в адрес певца не смолкал долго-долго. Такого грандиозного, поистине триумфального успеха и народного признания мне никогда, ни до, ни после, видеть не приходилось. После концерта я подошел к Алексею, поздравил его с огромным успехом, а он сразу же мне: «Спасибо! Для меня это огромная честь. Я так люблю ваш хор, восхищаюсь им и мечтаю когда-нибудь спеть вместе. Вот это была бы силища!» Я почувствовал в нем очень близкую мне, родственную душу и с радостью согласился. Уже на следующий день Алексей пел вместе с Кубанским хором.

Вскоре Алексей приехал в Краснодар. Мы разучили его песни: «Никто, кроме нас», «Православная братия», «Думай, атаман», «И опять в поход», «За какие грехи?», «Кума», дали несколько концертов в Краснодаре и кубанских станицах, а затем, вместе с А. Мелеховым, поехали в Волгоград на фестиваль казачьей песни. Каждому нашему совместному выступлению сопутствовал такой же успех.

В Волгограде после исполнения песни «Никто, кроме нас» на сцену поднялся тогдашний контр-адмирал Черноморского флота Александр Александрович Пенкин. Он вручил Алексею Мелехову свою личную морскую тельняшку и сказал: «По своей адмиральской должности я не имею права плакать. Но когда я услышал эту песню — у меня потекли слезы. Говорю об этом, не стесняясь. Уверен, что именно такими песнями будет спасена Россия».

Господь Бог дал ему множество талантов: поэта, композитора, певца, пианиста... К этим художественным талантам Алексею был дан еще один, особенный: талант Гражданина своего Отечества! Когда-то Н. А. Некрасов написал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Создавать искусство ради искусства, конечно, хорошо. Но всякий истинно великий национальный художник является одновременно гражданином своего Отечества. Все в одном лице, в одном человеке! Он сам сочинял стихи и музыку песен. И сам, под собственный аккомпанемент (аккордеона или фортепиано) блестяще исполнял свои песни. Вот уж, действительно, кому было дано!

№: 
Рубрика: