Возвещая всему миру

Испокон веку и поныне в праздник Светлого Христова Воскресения, в дни Светлой седмицы, по всей Руси можно слышать нестройный звон колоколов. Однажды и мне довелось услышать такой же. В утренней тишине города он доносился со стороны храма Успения Пресвятой Богородицы, что в Нижних Деревеньках. Казалось, кто-то неопытной рукой пытался создать благозвучную мелодию колокольного звона, но никак не получалось, и колокола звонили вразнобой.

«Видимо, новый звонарь в церкви», – подумал я, еще не зная о давней традиции звонить в эти святые дни не только служителям храма, но любому из нас, желающему поделиться своей радостью и возвестить миру: «Днесь небо ликует и земля радуется».

И вот два дня назад я решил исполнить давнюю мою мечту – побывать на колокольне Свято-Никольского собора – и заодно блеснуть «мастерством» звонаря.

Встретил меня вполне доброжелательный юноша Артем Солдатов, а на церковный лад – Артемий, который и проводил меня на колокольню.

Надо признаться, путь в несколько этажей по крутой, узкой лестнице напомнил мне о давнем и благостном моём желании заняться наконец-то спортом. Поэтому, в отличие от молодого и юркого звонаря, я плелся где-то позади, жалуясь на избыток веса из-за сидячей работы и немалости лет своих. Но Артемий благосклонно ожидал меня в начале каждого пролёта, а заодно рассказывал, как и почему он оказался в церковной жизни.

Ему шестнадцать лет. Учится Артём во Льговской средней школе №1 в десятом классе. Почти два года он прислуживает пономарём в Свято-Никольском соборе.

Здесь сделаю небольшое отступление для не знающих иерархию церковных служителей: Пономарь – от древнегреческого «приставник», «привратник», «придверник». В России пономарь уважительно именуется «алтарник» – мужчина-мирянин, помогающий священнослужителям в алтаре. Термин встречается в Библии, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX века во многих европейских епархиях Русской православной церкви. Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской православной церкви оно не употребляется; вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь, а также послушник. Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословение прислуживать в алтаре.
Обязанности Артема, как и полагается алтарнику, заключаются в помощи во время Богослужения, а также в исполнении обязанностей звонаря.

– Я пришел в церковь, – рассказывает Артём, – по велению сердца. Стал осознавать, что мало просто ходить в храм. Я должен знать и понимать больше. Что-то большее сделать для Бога, для храма, для себя, наконец.

По-детски открытый взгляд, расположенность к общению и вера в то, что он делает, не дают усомниться в его словах.

Наконец-то мы поднялись…

Маленькое, тёмное, закрытое плотными ставнями помещение колокольни, надо признаться, не впечатлило с первого взгляда. Но вот Артемий открывает ставни с юго-западной стороны, и лучи солнца падают на колокола. Отшлифованные до зеркального блеска, они отражают этот свет, и он разносится солнечными зайчиками по самым тёмным углам колокольни. Она будто начала светиться, оставляя на стенах бронзовые блики тихого вечера средней полосы России.

А когда Артемий открыл все ставни, и передо мной открылся вид города, я совсем позабыл, для чего поднялся на колокольню.

Ровные и чистые улочки, могучий в половодье Сейм, играющий золотыми бликами вечернего солнца, и умиротворяющая тишина...

Артём особым образом намотал веревки, идущие от «язычков» колоколов, себе на пальцы и начал звонить, заполняя эту тишину громкими, но не оглушающими звуками, которые сквозь открытые ставни разносились по всему городу.

Мастер-класс по колокольному звону не принес желаемого результата, и добиться мало-мальски гармоничного звона мне не удалось. Боязливо подергав за веревки, я всё же извлек звуки из нескольких колоколов, тех, что поменьше, и отложив свои попытки в звонарном деле, решил насладиться захватывающим видом, открывшимся с высоты на просторы моей малой родины.

Интересно, много ли народу поднимается сюда позвонить?

– Человек около пятнадцати, простых мирян, приходило в этом году, – ответил  алтарник.  Почти все мои ровесники, молодые люди от 15 до 17 лет, и несколько взрослых.

... Спускаться вниз было легко. И лёгкость эта была не физической. Она наполняла моё сердце от увиденного и услышанного в этот вечер какой-то необъяснимой детской радостью.

Наверное, от того, что русский церковный звон всегда привлекает своей стройностью, мощью и гармонией. Возвещают церковные колокола в эти дни всему миру, заполняя сердца миллионов верующих Пасхальной радостью: Христос воскресе!

 

№: