«В одном магазине при покупке товара меня предупредили, что принимают только наличные. Имеет ли право продавец выбирать форму оплаты? Игорь, г. Льгов»
– Нет, – ответил на этот вопрос Льговский межрайпрокурор С. М. Игнатенко. – С 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Они разработаны Роспотребнадзором и теперь закон содержит перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей, а предусмотренные им изменения имеют значение в текущих условиях, когда потребитель становится более уязвимым перед недобросовестными экономическими агентами, в связи с чем нуждается в дополнительной защите.
В качестве недопустимых условий, ущемляющих права потребителей, называются, в частности, следующие: продавец не может настаивать на определённой форме оплаты, например, сказать, что принимает только наличные; продавец не может без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату; покупатель может свободно выбирать, что делать с некачественным или неподошедшим товаром, а продавец не вправе ограничить его в этом; продавец не вправе устанавливать санкции за отказ клиента исполнять сделку. Например, продавец отказывается возвращать предоплату, которую клиент внес, но потом передумал приобретать товар. По новым правилам предоплату необходимо вернуть.
И ещё: если человек не хочет сообщать свой телефон, домашний адрес и электронную почту, магазин всё равно обязан обслужить его и продать товар или выполнить услугу. То же самое касается и возврата изделия.