Во Льговском районе проходила поисковая экспедиция «Вахта памяти-2021»

В раскопе поисковики увидели жуткую картину: останки шли в сторону и вглубь, люди были захоронены лицом вниз, буквально набросаны друг на друга

С 19 по 25 июля во Льговском районе проходила поисковая экспедиция «Вахта памяти-2021». В ней принимали участие поисковые отряды Курского Центра «Поиск» – «Ольгов» (Льговский филиал Курского монтажного техникума) и «Родник» (Банищанская средняя общеобразовательная школа). Раскопки велись в деревне Орловка Вышненедеревенского сельсовета и в селе Б. Угоны.

Жертвы фашистов

Жители Верхней или Большой Орловки, как они сами её называют, знали, что на одном из подворий в их деревне находится могила односельчан, погибших в феврале 1943 года, во время отступления немцев. В ней покоятся отец и два его сына. На ней установлена окрашенная в синий цвет металлическая оградка с крестом, а чуть поодаль от неё – ещё одна, такого же цвета и тоже с крестом. Поставили её родственники погибшей семьи. На кресте том – табличка, многократно перекрашенная, отчего надпись на ней еле читаема: «Здесь покоятся жертвы фашистов. 02.1943 г. 27 человек». Но цветов к этой могиле на 9 Мая местные жители никогда не носили потому, что находилась она в частном саду, и до раскопок никто и предположить не мог, что там могут покоиться безымянные советские солдаты, как в братской могиле в Нижней или Малой Орловке, у памятника «Скорбящая мать»…

О полузабытой братской могиле руководителю ПО «Родник» Лидии Александровне Сиволиной рассказала учитель технологии Верхнедеревенской СОШ Елена Ивановна Абакумова. Напротив этого места жили её родители, и она с детства помнит про могилу и крест, а еще рассказ о том, как местная жительница прятала от фашистов двух своих больных тифом дочерей-близняшек, и как погибли отец и два сына.

Мать вынесла своих малышек на перине на улицу, положила в снег, прикрыв сверху еще одной периной. Фашисты, покидая деревню при отступлении в 1943-м, зверствовали: жгли хаты и убивали всех, кто попадался. Мать просила девочек не трогать, они больны, им всё равно не долго жить осталось… Но это был приговор. Немцы, боявшиеся тифа как огня, изрезали перины штыками. Пули берегли. Другой орловчанин прятался в картофельной яме и звал сыновей к себе. Рядом упал снаряд и разорвался. Мужчину убило осколком в голову, легли замертво и два его сына…

Их всех вместе с погибшими солдатами местные жители позже стянули в образовавшуюся от взрыва воронку, прикрыв деревянной дверью и присыпав землей. Спешили, потому что продолжалась война, стоял лютый февраль…

Тогда, за пять месяцев до начала Курской битвы, во Льговском районе разворачивались важные события: 60-я армия Воронежского фронта под командованием генерал-майора Ивана Даниловича Черняховского начала операцию по освобождению Льговского плацдарма и города Льгова. Наступление силами 322-й, 121-й и141-й стрелковых дивизий и150-й танковой бригады началось 11 февраля. Однако немцы, создавшие сильный узел сопротивления, сдаваться не спешили и только решительное наступление по всему фронту, предпринятое 1 марта 1943 года, привело к успеху. А накануне самые жестокие и кровопролитные бои шли на рубеже Банищи-Фитиж-Льгов-Слободка-Нижние Деревеньки-Орловка-Кромские Быки-Ивница.

О тяжелых потерях среди мирного населения и воинов-освободителей в те дни свидетельствуют многочисленные братские могилы в этих населенных пунктах. Об одной из них, до недавнего времени скрытой от внимания общественности, я продолжаю рассказ.

78 лет спустя

19 июля поисковики заехали в Верхнедеревенскую школу, которая на пять дней стала их базой и местом ночевки. В тот же день они провели разведку, пообщались с местными жителями в Орловке и познакомились с владельцами бывшего дома родителей Абакумовой – семьей Ваниных. Тот сад, в котором нужно было вести раскопки, теперь принадлежит им. Кстати, Ольга Андреевна Ванина и её дети всеми силами старались помочь поисковикам. Сын Сергей возил их на своей машине в лагерь, а хозяйка дома напротив вместе с дочерью готовила им еду, приносила воду, чтобы попить или умыться....

– На следующий день мы выкопали часть хозяйской картошки, забили шурфы, – рассказывает Л. А. СИВОЛИНА. – Открыв раскоп, подняли останки трех человек и множество раздробленных костей от других людей: видимо здесь захоронили и тех, кого разорвало снарядами.

После верхнего слоя, который шел грядой, поисковики увидели жуткую картину: останки пошли в сторону и вглубь, люди были захоронены лицом вниз, набросаны друг на друга – всего 12.

– Видимо, в спешке хоронили, всё кругом ведь было сожжено, люди боялись, что немцы могут вернуться, – говорит руководитель ПО «Ольгов» Е. И. МЕДЫНСКАЯ. – Кроме останков, мы нашли пуговицы от нижнего белья, которые говорят о том, что это были всё-таки советские солдаты, грифель от химического карандаша (дерево сгнило), бритву, она прилично сохранилась, ножницы в футляре, остатки солдатских сапог и офицерскую портупею. Ножницы и бритва оплавлены, похоже, что в человека (возможно, это была медсестра) попал снаряд, всё сгорело. О том, что погибшие были прикрыты в воронке деревянной дверью, говорят многочисленные крупные и мелкие гвозди, насыпанные между костями.

Детские останки в раскопе не обнаружили. Возможно, позже местные жители забрали из братской могилы своих и перезахоронили их в другом месте – так, к примеру, неподалеку появилась могила отца и его сыновей…

Поиски старшего лейтенанта

Накануне Вахты банищанцы получили письмо от поисковиков клуба «Огненная дуга» из Белгорода.  К ним обратились родные погибшего во Льговском районе офицера Ивана Петровича Емельченкова, 1904 года рождения. Он родом из Сухоавралинского сельсовета, Ново-Буянского района Куйбышевской области. Оттуда он был призван в Красную армию, воевал в составе 121-й стрелковой дивизии. 28 февраля 1943 года старший лейтенант был убит, местом его первичного захоронения значится село Большие Угоны, деревня Кончанка (ставшая позднее улицей).

– Коллеги из Белгорода сообщили, что похоронен был Иван Петрович в западном углу сада местного жителя Петра Ивановича Фатеева, – рассказывает Лидия Александровна. – Сейчас его уже нет в живых, дом заброшен, а позже его вместе с участком выкупили местные фермеры. При их поддержке мы вели поиск на месте предполагаемого захоронения, но пока безрезультатно.

К поиску старшего лейтенанта «Родник» и «Ольгов» вернутся осенью, а перезахоронение останков 15-ти найденных в Орловке защитников Льговского района состоится в августе, в преддверии годовщины окончания Курской битвы.

Фото автора

Рубрика: