В МО МВД России «Льговский» рассказали откуда берутся проявления экстремизма и терроризма в молодежных сообществах и что такое «скулшутинг»

26 сентября всю страну потрясла трагедия в Ижевске Республики Удмуртия. 34-летний мужчина ворвался в школу и открыл стрельбу. Пострадали 39 человек, 11 детей и 6 взрослых погибли. Стрелявший – бывший выпускник школы – покончил жизнь самоубийством. В момент совершения преступления он был одет в футболку с нацистской символикой, использовал пневматические пистолеты, переделанные под боевые. По предварительной информации, ижевский стрелок был фанатом американцев Эрика Харриса и Дилана Клиборда, устроивших в школе «Колумбайн» в штате Колорадо массовое убийство в 1999 году. Именно после этого всех последователей стрельбы в школах стали называть «колумбайнерами»*.

Откуда берутся проявления экстремизма и терроризма в молодежных сообществах, чем опасны компьютерные онлайн-игры и что такое «скулшутинг», мы поговорили со старшим оперуполномоченным МО МВД России «Льговский» капитаном полиции Владимиром ТИМЧЕНКО и старшим инспектором ПДН капитаном полиции Юлией МУХТАРОВОЙ.

– «Скулшутинг» – это вооружённое нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения, – уточнил Владимир Анатольевич. – Первый такой случай в нашей стране произошел в 2014-м году, а последний – в школе в Ижевске. Американцы Харрис и Клиборд, готовясь к преступлению, на протяжении нескольких лет до теракта вели интернет-дневники, где писали инструкции по изготовлению взрывчатых веществ и составляли списки одноклассников, которых хотели убить. Субкультура «Колумбайн» и «Скулшутинг» сложилась в сети именно по этим интернет-дневникам, многие подростки прониклись мировоззрением убийц… Поэтому одна из ключевых современных информационных угроз для общества – это вовлечение подростков в деструктивные интернет-сообщества, а также популяризация молодёжных движений, идеализирующих как суицидальные идеи, так и идеи насилия.

– Для пресечения экстремистской преступности и обуздания криминальной ситуации в данной сфере среди молодёжи, конечно же, проводится профилактическая работа с участием сотрудников правоохранительных органов, учреждений общего и дополнительного образования, общественных организаций, – говорит Ю. А. Мухтарова. –  Здесь мы также надеемся на помощь родителей, которые не должны равнодушно относиться к досугу и увлечениям своих детей. Мамам и папам вполне по силам время от времени просматривать соцсети своего ребёнка – аккаунты сейчас есть у всех. Вы можете со своей страницы зайти на страницу несовершеннолетнего (позаботьтесь заранее, чтобы его профиль был открыт) и просмотреть список сообществ, в которых он состоит. Признаки криминальной субкультуры «АУЕ»** с воровскими понятиями вы, к примеру, узнаете сразу. Также вас должны насторожить публикации с нацистской символикой и видео со сценами насилия или с призывами к насилию в аккаунте ребёнка. Настройте свою страницу так, чтобы видеть, каким постам он или она ставят лайки, какие делают репосты.

Относительно недавно благодаря оперативно-предупредительным мерам Центра противодействию терроризма при УМВД России по Курской области во льговском сегменте интернета отследили два подозрительных аккаунта. На этих страницах с помощью функции «добавить к себе» подростки поставили лайки и закачали видео со сценами насилия.

– Личности детей были установлены, с ними мы проводили беседы и поставили их на учёт, – рассказала Юлия Александровна. – В одном случае подросток с 2016 года не заходил на свою страницу (но она оставалась действующей), утратил пароль, а то видео, как он сам пояснил, закачал по глупости. После испытательного срока и получения положительных характеристик с места учёбы юношу сняли с учёта, сейчас он благополучно служит в армии.

Второй случай оказался более сложным. 13-летний льговчанин не раз попадал в поле зрения полиции за совершение административных и уголовных правонарушений. На учёте продолжает состоять, ведь единственный родитель практически утратил контроль над своим ребенком…

– Вот этого быть не должно! – считает инспектор ПДН. – Главное в семье – это любовь и доверительное общение. Постарайтесь стать своему ребёнку-подростку другом, наставником, участвуйте в его жизни максимально, чтобы в случае того же буллинга он не замкнулся в себе, а пришел с этой бедой к вам.

Буллинг (травля), то есть агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны других – одна из причин «скулшутинга», субкультуры, так же как и «колумбайн», возникшей в США.

Дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество. Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие в нем пассивной агрессии. А отсутствие у подростка общения со сверстниками может стать причиной появления у него серьезных психологических проблем.

– Очень опасен буллинг! Учителям нужно обращать внимание, если сверстники ребенка обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи или отбирают деньги, распространяют про него слухи и сплетни, – перечисляет Юлия Мухтарова.

Также под влиянием компьютерных игр ребёнок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни. Ребёнок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в интернете поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга», говорят полицейские. А в 81% случаев накануне преступления преступник сообщал какому-либо человеку о своем намерении совершить нападение на школу или предупреждал кого-либо из учеников заранее, чтобы те избежали опасности…

Во всех случаях нападения на школы есть жертвы, потому что силами школьной охраны предотвратить подобные нападения практически невозможно. А вот обнаружить потенциальную угрозу совершения насильственных действий и оказать своевременную помощь подростку, пока он не превратился в убийцу, наверное, вполне реально.

*Движение, признанное террористическим, и запрещенное в России

**17 августа 2020 года решением Верховного Суда России по иску Генеральной прокуратуры Российской Федерации движение АУЕ было признано экстремистской организацией

В ТЕМУ: Конец игры

В списке более шести тысяч экстремистских материалов, официально запрещенных к распространению в нашей стране, есть проект «Большая игра. Сломай систему». Главная идея этой онлайн-игры состояла в вербовке большого числа участников и проведение ими диверсий против существующего в России режима в форме акций и игрового взаимодействия. На сайте содержались конкретные задания для различных категорий игроков («уличный боец», «интернет-боец») по сбору информации и выполнению конкретных действий в онлайне и офлайне, включая нанесение надписей на зданиях, унижение и избиение мигрантов («пришельцев»), повреждение транспорта, сооружений. Отчеты о своих действиях участники должны были присылать на сайт «Большой игры». По данным Центра противодействия терроризму, в архиве сайта насчитывалось несколько десятков тысяч видеосюжетов о выполненных заданиях, то есть по факту – о совершенных преступлениях экстремистской направленности. Сейчас проект «Большая игра» признан экстремистским, а его основатель осужден за организацию экстремистского сообщества.

№: 
Рубрика: