Удивительное имя. А главное – редкое!

Когда-то сладкозвучное имя Татьяна было настолько распространённым, что его с пушкинской лёгкой руки считали исконно русским. О древнегреческом его происхождении мало кто вспоминал, просто отмечали именины всех Татьян – как дома, так и на работе. На работе даже чаще, потому что все носительницы этого имени, как правило, не только обаятельны и отзывчивы, но и очень трудолюбивы. Теперь же так и хочется воскликнуть вслед за персонажем всенародно любимой новогодней кинокомедии, который комментировал вошедшей впоследствии в широкий обиход фразой любое услышанное имя. Действительно удивительное, потому что редкое… Вот о женщине с таким именем и профессией ему под стать пойдёт речь.

В консервном цехе Льговского молочно-консервного комбината (а это самое крупное его подразделение, где работают более сорока человек) Татьян всего две. Это микробиолог Татьяна Беликова и аппаратчица Татьяна Третьякова. С первой в день моего визита на МКК познакомиться не удалось, потому что она оказалась в отпуске, а вторая была на работе и очень смущалась от неожиданного внимания к себе. На этом предприятии она, как выяснилось, трудится уже восемнадцать лет, за многолетний труд на молокоперерабатывающем производстве не раз награждалась почётными грамотами райадминистрации и даже заслужила благодарность губернатора Курской области А. Н. Михайлова. А вот с Татьяниным днём её через газету поздравляли впервые. Что тоже, в общем-то, удивительно, ведь она из тех, без кого невозможно представить себе молоко-хранительное отделение. Это сюда подаётся молоко в танки – охладители закрытого типа или, проще говоря, огромные ёмкости, в которых помещается по 25 тонн жидкой массы. В них какое-то время хранится молоко, которое потом идёт на пастеризацию, оттуда – в варочный цех, где из него производят знаменитую льговскую сгущёнку.

В обязанности Татьяны Валентиновны входит контроль за температурой пастеризации. И она на этом участке не одна. Всего аппаратчиц, по её словам, три, работающих в режиме «сутки-двое»…

– Таня, перекрой молочную линию, сейчас молоко подадим, – неожиданно прервал наш разговор требовательный голос, раздавшийся откуда-то из динамика.

Оказалось, что это обычный рабочий момент, поскольку молоко в течение смены постоянно подаётся в разные танки. В МХО, где происходит резервирование молока, его нормализация и пастеризация, их шесть больших, четыре маленьких, а ещё два пастеризатора. И аппаратчица, обязанная вовремя перекрыть кран, к примеру, когда молоко поступает из приёмного отделения, тут главный человек, без неё никак. Хотя в консервном цехе есть ещё аппаратчики-приёмщики, аппаратчики на варочном участке… Наша Татьяна – одна из самых опытных, так как в разные годы работала на разных участках. Может ли она при необходимости заменить любого аппаратчика?

– Смогу, но не любого, – возражает мне на это Третьякова, – кроме тех, кто варит сгущёнку. Это не каждый может, нужны и опыт, и знания, и умения…

Как получилось, что она попала на молочное производство? А по примеру свекрови своей Валентины Семёновны Третьяковой, которая всю жизнь проработала на Льговском МКК мастером. Она и стала для Татьяны первым учителем, день за днём помогала осваивать одну из главных рабочих профессий на молочном производстве. Так высоко ценит аппаратчиков начальник производства Н. А. Казакова – молочник с 28-летним стажем. В своё время она тоже работала аппаратчицей, потом мастером, начальником смены…

– Это должен быть очень ответственный человек, – говорит Наталья Анатольевна, – ведь его ошибки могут обернуться немалыми материальными потерями из-за нарушения технологии. Что-то упустишь или не уследишь, и на выходе уже не получится продукт высокого качества. Наши аппаратчики это понимают. Все подобрались именно такие – с большим стажем, который на молочном производстве очень важен. И хорошо, что каждый из них на своём месте. Не дай Бог вакансия… Это юристов да экономистов сейчас столько, что только выбирать успевай, а подбор рабочих кадров на производство – большая проблема! 

В чём проблема, вы спросите? Да в той же специфике, которая, словно молоко, не каждому по вкусу. Желающие-то работать на МКК находятся, а как доходит до дела, оказывается, что тут жёсткий диктат. Не какого-то начальника, а технологического процесса. Это круче. Пока не завершится производство готового продукта, никто не расслабляется – начиная с сырьевой лаборатории, где проводятся первые анализы поступающего молока, и заканчивая варочным отделением, где сгущёнка варится. Татьяна Третьякова из тех, кто безукоризненно выполняет все требования технологии, потому что она молочник во втором поколении. Когда-то такая семейственность была на этом предприятии чуть ли не правилом, а теперь, скорее, исключение. Вкусную, но довольно-таки хлопотную специальность, как имя самой романтичной и добродетельной героини пушкинского романа, и вправду выбирают у нас на удивление редко…

№: 
Рубрика: