Судьба Аллы Марченко, учителя из Льгова

В этом учебном году в школах не будет многолюдных торжественных линеек и того традиционного моря цветов, в котором утопают обычно наши любимые учителя. Такие линейки хорошо помнит Алла Александровна Марченко с улицы Красноармейская г. Льгова, которая 30 лет отдала преподаванию русского языка и литературы в основной общеобразовательной школе № 71. Эта школа теперь закрыта. Но не закрыты воспоминания о ней в её сердце, как и в сердцах сотен детей, которые получили здесь  отличные знания. Они с благодарностью помнят своего Учителя. Одна из бывших учениц Аллы Александровны, Ирина Аниканова, и подсказала газете идею накануне нового учебного года рассказать об этом человеке.

Казалось, судьба сулила ей, умнице, блестящее научное будущее. Девочка-отличница с Весёлого Хутора Фатежского района росла в крестьянской семье, в которой было восемь детей. И семерым родители, Александр Васильевич и Мария Филимоновна, сумели дать высшее образование! Алла сначала закончила Курское педучилище и получила распределение в деревню Груня Кореневского района. Здесь она встретила своего суженого – Павла Марченко, водителя Рыльского сахзавода. Именно Павел Игнатьевич, понимая, какое сокровище ему досталось, обеспечил ей получение высшего образования, так как её зарплата составляла 37 рублей в месяц. Госэкзамены она сдавала экстерном. На экзамене по русскому языку и литературе заведующий профильной кафедрой Курского пединститута Григорий Васильевич Денисевич поставил ей пятёрку – оценку, которую он, известный учёный, ставил, по его словам, раз в пять лет.

Но это ещё не всё. Выдержав паузу, Григорий Васильевич предложил ей учебу в аспирантуре – без вступительных экзаменов и конкурса!

– Какая аспирантура?! – вспоминает этот эпизод Алла Александровна. – У меня уже почти пятилетний сынишка бегал… И вообще свою судьбу конём не объедешь…

Судьбой стал Льгов

Когда в 1967 году Павлу Игнатьевичу, уже работавшему на железной дороге, дали квартиру от ПМС-105, семья переехала во Льгов. Здесь Алла Александровна сначала учительствовала в железнодорожной вечерней школе, а потом была принята заведующей методкабинетом Льговского РОНО. Это было ещё до разъединения Льговского и Курчатовского районов. 114 школ было в её ведении – с директорами, завучами, учителями… Около пяти лет моталась она по командировкам. А дома – предоставленные сами себе сын Саша и дочь Ирочка, которая в два года перенесла полиомиелит и была почти беспомощна. Муж вечно в поездках: он работал в ПМС механиком на тяжёлых путевых машинах. Квартира – без удобств (воду и газ Марченко провели только в 2010 и 2012 годах), то есть и печь надо было протопить, и воды на второй этаж наносить.
Короче, когда Алле Александровне удалось временно устроиться в неполную школу № 71, она вздохнула с облегчением. Хотя до школы этой ей пришлось пешком ходить 45 минут, туда и обратно.

«Посредственность не терпит превосходства»

В истинности этих слов гения-хирурга де Плена Алла Александровна скоро убедилась на собственном горьком опыте. За год её временной работы она сумела стать своей в коллективе. И полюбилась ученикам не только за блестящие уроки, на которых она наизусть читала (и помнит до сих пор) поэзию и прозу классиков, используя очень эффективные методические наработки, но и за уважительное отношение к мальчишкам и девчонкам, среди которых ни тогда, ни потом не было у неё любимчиков. Но вдруг в конце учебного года от тогдашнего директора школы (давно покойной, потому не буду называть ее фамилию, и дело не в фамилии, а в явлении) последовало: увольняйтесь… Это был шок, ведь та учительница, которую Алла Александровна год замещала, по состоянию здоровья уже не могла преподавать.

Три года Марченко работала без приказа о принятии на постоянную работу! И тогда высокая комиссия из Министерства просвещения РСФСР, до которого Алла Александровна «достучалась», вместе с директорами ряда льговских школ и учителями русского языка и литературы неожиданно нагрянула к ней на урок и факультативное занятие по «Плахе» Чингиза Айтматова. Комиссия эта вынесла вердикт: работает Марченко блестяще! А инспектор Минпроса в доверительной беседе с ней добавила: «Да у вас орден должен быть…»

Орден Алле Александровне не вручили, но приказ о своём назначении, помеченный задним числом, вышел. Получили по «заслугам» и причастные к её мытарствам. Она не любит об этом вспоминать, потому что хорошего в её жизни было гораздо больше. От обожаемых ею учеников. От мужа, своего помощника и единомышленника, который, по её словам, был умен, практичен, деликатен, а уж любил её безмерно, одевал как куколку, хорошо зарабатывая на своей железной дороге.

Вместе они пережили и трудные времена конца 90-х, когда были вынуждены помогать детям и внучкам. Вместе преодолевали последствия четырех её сложнейших операций. А 10 марта этого года Павла Игнатьевича не стало: он ушёл после двух инсультов подряд. И она в 82 года овдовела…

«Волосок к волоску, ноготок к ноготку…»

Потеря эта безмерна, но Алла Александровна по-прежнему открыта миру, в котором ей всё интересно. Она много читает, точнее – перечитывает любимых авторов, находя в них всё новое. Вот, к примеру, недавно восхитилась одной из повестей Алексея Толстого. Выписывает четыре газеты, в том числе и «Курьер», а нас с Ириной Аникановой, которая тоже присутствовала при нашем разговоре, назвала людьми отсталыми за то, что мы центральные газеты не читаем. У неё вообще потрясающее чувство юмора, которое, уверена, тоже помогает ей держаться на плаву.

Больше того: она до сих пор делает у любимого мастера модную стрижку, а маникюр у неё постоянно, собственного «изготовления». С ним она не расставалась и когда держала двух поросят, 30 кур и 20 уток. Это чтобы подкармливать внучку Женю, когда та училась в Москве в знаменитой «бауманке», подготовиться к поступлению в которую помогла она, бабушка, оставив 30 декабря 1998 года свою работу в школе и наняв Жене репетиторов и по другим предметам. «Волосок к волоску, ноготок к ноготку» – это восхищённые слова одной женщины об Алле Александровне, которые ей передала продавец в магазине. Восхищались её внешним видом и ученики. Всегда по моде одетая, в югославских лакированных туфельках на высоком каблуке, она, по их отзывам, служила для них образцом стиля и женственности. А после уроков её ждали резиновые или теплые сапоги, по сезону…

Она своими маленькими руками делала кирпичную кладку, когда строили они с Павлом Игнатьевичем летнюю кухню и большой гараж на 2 машины! На нём была подача раствора, кирпича – более тяжёлая, как она говорит, работа.

«Ни на что не жалуюсь»

Это её кредо: принимать жизнь во всех её проявлениях. Не паниковать. Благодарить. Она верующий человек, но в Успенском храме была считанные разы: вроде как стесняется, а теперь уже и добираться туда ей трудно. Но после особо тяжелой операции побывала в храме, заказала благодарственный молебен. 

Поблагодарила она и Ирину, которая в этот день преподнесла ей новый сборник своих стихов, в дополнение к первым двум (на снимке). А ведь толчок к поэтическому творчеству Ирина Аниканова получила именно на уроках Аллы Александровны…

№: 
Рубрика: