Слово о Евгении Маслове

29 января во Льгове состоится открытие мемориальной доски памяти ветерана Великой Отечественной войны, журналиста, художника Евгения Кирилловича Маслова. Начало памятного мероприятия в 15.00 у здания Льговской межпоселенческой библиотеки (ул. Комсомольская, д. 48).

Он был еще и художником!

Вообще-то склонность к рисованию у него была с детства – так же, как и к сочинению стихов. Но если последнее увлечение сопровождало его постоянно, то первое он, едва начав, забросил. Вернулся, правда, к нему в юности ненадолго: рисовал на оборотной стороне обоев картины для колхозного красного уголка (ему за это трудодни засчитывали), оформлял плакатами избирательный участок.

И в середине войны его, как ни странно, на живопись потянуло. Хотя что ж тут странного? Ощущая день и ночь на плечах тяжелую фронтовую лямку, человек, естественно, захотел чем-то скрасить будни войны, на что-то отвлечься. Отдушиной стали стихи, рисование – самодельная записная книжка из трофейной бумаги со стихами и живописными набросками до сих пор сохранилась.

С окончанием войны определилась для Евгения Кирилловича Маслова его главная жизненная стезя – журналистика. Сначала он работал корреспондентом дивизионной газеты. Вернувшись домой с фронта, был в родном колхозе в Больших Угонах бригадиром, председателем. Даже инструктором в райкоме партии немного поработал. Тут его приметил корреспондент «Курской правды» Ищенко, попросил подготовить для этой газеты отчет с районной партконференции. Он и подготовил, не скрывая негативных моментов, что вызвало неудовольствие в райкоме.

– Раз ты такой умный, – сказали ему, – поезжай-ка в Вышние Деревеньки, в самый отстающий колхоз имени Энгельса, поработай там освобожденным секретарем парторганизации.

Кстати, и раньше, и теперь подобные предложения журналистам от тех, кто недоволен критикой в свой адрес, нередки: писать вам, дескать, легко, а вы возьмитесь сами да поработайте!

Ищенко уберег Маслова от замаскированной ссылки – посодействовал, чтобы взяли Евгения Кирилловича заведующим сельхозотделом в Кшенскую районную газету. Семья за ним переезжать не торопилась: жена, Тамара Петровна, зная прямоту мужа, чувствовала, что надолго он в Кшени не задержится. Так и случилось. Написал он там несколько материалов, да не таких, каких хотелось редактору: рассказал, например, как у председателя колхоза, хвалимого с районной трибуны, дохлые поросята да телята по оврагам валяются. А то вообще анекдот вышел: Маслов положил на стол редактору критическую статью, а тот так профессионально ее поправил, что получилась чуть ли не ода хвалебная.

Короче, подал Евгений Кириллович заявление об увольнении, чтоб нервы себе не трепать.

Вернулся он во Льгов, а тут руководство в райкоме, слава Богу, сменилось, его взяли в редакцию газеты «Ленинский путь», где с тех пор и проработал он в должности зав. сельхозотделом, а потом зам. редактора до самого своего выхода на пенсию.

Но и на заслуженном отдыхе находясь, он не прерывал связь с газетой, которая уже стала называться «Курьер». В ней публиковались его интересные зарисовки, очерки, особенно о ветеранах Великой Отечественной войны.  На протяжении нескольких десятков лет он вел дневник, очень любил читать и имел богатейшую библиотеку. Следил за своим здоровьем, до последнего занимался зарядкой по утрам, пробежками на стадион, а когда был помоложе, купался в реке с апреля до ноября. Увлекался дачей. В общем, умел так организовать свою жизнь, чтобы приносила она и пользу, и радость, чтобы для болезней, скуки, уныния места в ней было как можно меньше.

А потому я не удивилась, узнав, что с выходом на пенсию Евгений Кириллович всерьез занялся живописью. Писал он маслом (художники знают, как это непросто). Кисти и краски привозили ему сыновья из Воронежа (старший, Александр, кстати, тоже хорошо рисует). Сыновья похлопотали и об издании отцовских стихов, рассказов, очерков и его «Дневника председателя» - хроники послевоенной жизни маленького колхоза.

Но вернемся к живописи. Этому таланту мужа радовалась и Тамара Петровна, даже говорила: «Женя, когда ты рисуешь, я себя лучше чувствую». Делал он это с большим увлечением, забывая о времени…

Сюжеты его картин были самые разные. Есть пейзажи, копии «Данаи», «Персея и Андромеды». И тут же – плотник из Больших Угонов Першик, Коля-чудик с Холодной Горы рассказывает свои байки…

Но больше всего портретов Тамары Петровны, с которой в любви и согласии прожили они 50 лет, воспитали двоих сыновей и дочь, порадовались на шестерых внуков.

Евгения Кирилловича Маслова, без преувеличения, можно назвать одним из самых интересных льговчан, человеком, в памяти которого жило множество значительных фактов из жизни нашего города, множество встреч с замечательными людьми. Он хорошо знал писателей Валентина Овечкина и Петра Сальникова, поэта Дмитрия Ковалева, даже дружил с ними долгие годы. Далеко не шапочное знакомство связывало его с мастером прозы Евгением Носовым, председателем Курской писательской организации Владимиром Детковым. Своим примером он доказал, что в любом возрасте твоя жизнь может быть и интересна, и радостна, и полна.

2002 год, из книги "100 лет ВМЕСТЕ"