«Скорая едет! Ждите!» или как работает отделение скорой помощи во Льгове в эпоху коронавируса

Пандемия – не война, но невидимый враг существует. Статистика заболеваемости «ковидом» и пневмониями сейчас в центре внимания всех и каждого, а людей в белых халатах, сражающихся с вирусом на передовой, вполне справедливо называют героями. Тревожные вести уже мало кого пугают, а лишь взывают к самосохранению. К этому, а также к строгому соблюдению санитарно­гигиенических требований, призывают нас и медработники. Их в условиях противостояния опасной инфекции, увы, не так много, как нам хотелось бы...

На передовой

Фельдшеры скорой помощи Льговской ЦРБ сейчас работают с повышенной нагрузкой. И дело, оказывается, даже не в «ковиде»...

– Мы обслуживаем территорию города Льгова и Льговского района с населением 29755 человек, – говорит старший фельдшер скорой помощи Льговской ЦРБ Алла ДРАЧЁВА. – По норме ежедневно на 12-часовую смену должны заступать по три бригады, но иногда из-за дефицита кадров работаем в две бригады. Нагрузка на фельдшеров, сами понимаете, колоссальная!

В уменьшенном составе они сейчас обслуживают всё население города и района, и это при льговской разбросанности улиц и сельских населенных пунктов! А ведь наши бригады скорой медпомощи задействованы ещё и в доставке тяжёлых пациентов в областную клиническую больницу и Рыльскую ЦРБ. Неудивительно, что помощь иногда едет так долго…

Кстати, о том, как мы вызываем скорую помощь. Позвонив, первым делом надо сказать, что случилось, затем назвать адрес, ФИО больного, его возраст, своё имя и номер мобильного телефона. Если вы звоните через «112», то уточняйте – во Льгове ли принимается вызов, потому что бывали случаи, когда звонок поступал к нашим медикам, а помощь ждали на такой же улице в Курске…

– Некомплект фельдшеров на нашей «скорой» из-за отсутствия кадров, – говорит Алла Дмитриевна. – Эта проблема не новая, а некоторые уволились в первую «ковидную» волну. Машин в отделении хватает, только вот работать на них некому!

Тем временем на официальном сайте Льговской ЦРБ в разделе «Вакансии» размещено объявление о том, что больнице, кроме четырех фельдшеров отделения скорой медпомощи, требуются врачи – терапевты, хирург, гинеколог, неонатолог, педиатр, онколог…

Люди в «скафандрах»

Работать в отделении скорой медицинской помощи всегда было непросто. Это действительно передовая, пройдя которую, как говорят сами медики, ты или остаёшься в профессии навсегда либо уходишь. Сложность в первую очередь связана с пациентами. Да-да, именно мы создаём порой проблемы, ведь среди тех, к кому спешит скорая помощь, могут быть те, кто действительно в ней нуждается, и те, кто подрался в пьяном угаре, заработав фингал.

– Не поехать на вызов или игнорировать его мы не можем, – говорит Алла Драчёва, – даже с опозданием, но помощь придёт.

В январе этого года все районные отделения скорой помощи подключили к автоматизированной системе управления (АСУ) с центром в Курской диспетчерской службе. Вызовы автоматически, по симптомам, разбиваются на группы – по приоритетам. Связь с фельдшером поддерживается по мобильному: дозвониться ему может не только дежурный фельдшер в отделении во Льгове, но и диспетчер в Курске. Поэтому, заступив в восемь утра на дежурство, бригада зачастую весь день или всю ночь может ездить по району…

О нагрузке на бригаду красноречиво говорит простая статистика: в августе в отделении было принято и обработано 1005 вызовов, в сентябре – 1260, в октябре – 1321. Рост обращений здесь связывают с сезонными заболеваниями ОРВИ, а ещё люди стали чаще болеть пневмонией.

– Если минувшей весной в первую «ковидную» волну за сутки к нам поступало один-два вызова по диагнозу пневмония, то сейчас три-четыре, а с симптомами ОРВИ – до восьми обращений в сутки, – говорит старший фельдшер.

Все «гуляющие» сейчас пневмонии, как говорят медики, атипичные, распознать их сложно. Пациентов с признаками пневмонии и коронавирусной инфекции скорая помощь доставляет в больницу немедленно. Здесь им делают флюорографию, рентген лёгких или направляют на КТ в Рыльск или Курск. Далее в зависимости от уточнённого диагноза и тяжести течения болезни больного определяют в терапевтическое или инфекционное отделение Льговской ЦРБ, либо доставляют в курские «ковидные» госпитали.

На отсутствие средств защиты фельдшеры и водители скорой помощи не жалуются. Одноразовые и многоразовые костюмы в большом количестве были закуплены ещё в первую волну. Автомобили оснащены бактерицидными облучателями, есть и дезсредства, которыми транспортные средства как снаружи, так и внутри обрабатывают после каждого вызова. То же самое касается и так называемых «противочумных» костюмов, которые фельд-шеры и водители надевают, направляясь к пациенту с подозрением на «ковид».

– Многоразовые костюмы после контакта с больным обязательно обрабатываются, – рассказали мне в отделении, – при этом если бригада едет с вызова на вызов, то после обработки этот костюм снимается и упаковывается, а медики надевают другой.

По возвращении «скафандры» выдерживают ещё один этап дезинфекции в специально выделенном помещении, затем их относят в прачечную больницы. Но, несмотря на все меры предосторожности, четверо сотрудников скорой помощи всё же переболели коронавирусом. Что поделаешь – передовая…

Зачем фельдшеру планшет?

Век цифровых технологий улыбнулся и скорой помощи. Теперь в арсенале каждого фельдшера не только педиатрическая и акушерская укладки, но и планшетные компьютеры с интернетом.

Скорая помощь работает по системе ОМС, и если в планшет фельдшера «не забить» номер медицинского полиса пациента и его СНИЛС, вызов страховая компания не оплатит.

– Все данные пациента, включая пас-портные, причину вызова с описанием манипуляций и согласие человека на медпомощь, вносятся в электронную базу данных, – рассказывает Алла Драчёва, – а позже они дублируются в бумажную карту пациента.

Но планшет не только для этого. Переносной электрокардиограф, которым пациентам с подозрением на инфаркт, делают кардиограмму, по беспроводному каналу блютуз перекачивает снимок на планшет. Кардиограмму (а установленная в планшете программа её тут же расшифровывает) можно сразу распечатать на портативном принтере, но главное – её видят специалисты дежурно-консультативного центра в Курске.

– Если они увидят патологию, то сразу свяжутся по внутренней корпоративной связи с фельдшером и скорректируют его действия, – уточняет Алла Дмитриевна. – Единственный минус в работе этой системы: не везде в нашем районе устойчивый сигнал мобильного интернета. Система может зависнуть, но все данные обновятся и появятся, как только планшет поймает сеть…

Все машины отделения скорой помощи Льговской ЦРБ относятся к классу «В» (не путать с реанимобилями!), каждая оснащена дефибриллятором, аппаратом ИВЛ, кислородными редукторами-ингаляторами (переносным и стационарным), электрокардиографом, пульсоксиметром, глюкометром и другими приборами.

– Оборудование и медикаменты позволяют фельдшерам проводить тромболитическую терапию на месте вызова, и в нашей практике уже есть несколько случаев успешного проведения этой операции, – говорит Драчёва. – Благодаря тромболизису увеличиваются шансы на спасение больных с инфарктом, которых мы позже доставляем в сосудистый центр. Сейчас, правда, число пациентов с артериальной гипертензией уменьшилось в два раза, но мы всегда готовы оказать первую помощь при подозрении на инфаркт.

В ТЕМУ

Медики отделения скорой помощи Льговской ЦРБ обращаются к льговчанам с просьбой: относитесь ответственно ко всем мерам профилактики, вирус очень коварен! Если у вас или у кого­то из вашей семьи подтвержден диагноз COVID­19, или если вы болеете бессимптомно (особенно это касается детей!), оставайтесь дома, не гуляйте всей семьей по торговым центрам и аптекам, соблюдайте карантин. Так вы убережёте других людей от заражения, и облегчите и без того напряжённые будни медработников.

№: