Сельская учительница

Не все уже помнят один из лучших отечественных фильмов о судьбе педагога в стране, которой больше нет. События вековой давности сделали каким-то далёким, почти неправдоподобным образ сельской учительницы, для которой школа и искренняя забота о детях были смыслом, целью всей жизни. Но и сегодня встречаются такие подвижники. Их биографии схожи с судьбой героини Веры Марецкой из старого доброго кино тем, что на их долю тоже выпала эпоха перемен со всеми вытекающими. Вот только сельскую школу время, похоже, щадит. Может, потому, что дистанция между учителем и учеником с первых же уроков становится здесь незаметной, быстро сокращаясь до полного взаимопонимания. А может, потому, что красота природы, сила слова и личный пример сливаются в сельской школе воедино? Или оттого, что там во всем чувствуется женская рука – рука заботливой хозяйки и просто счастливого человека?..

Надежда Владимировна Ширлина, которая работает учителем Верхнедеревенской школы Льговского района с 1981 года, реагирует на эти вопросы с улыбкой, говоря: «Кто в нашу школу приходит – тот остается в ней навсегда». Так пошутил кто-то из здешних педагогов, а потом оказалось, что в этих словах лишь доля шутки. Преданность этому учебному заведению отличает ведь не только Ширлину. Здесь есть и другие учителя, которым вполне хватает одной записи в трудовой книжке. Но о них – позже. Что же касается нашей героини, то ничего уникального в её биографии, как она сама считает, нет. Просто сбылась мечта.

Стать учителем она хотела с детства. Даже помнит день рождения своей мечты – 31 августа, когда она переступила порог Волчанской школы Карпинского района Свердловской области. Там, на Урале, она родилась, там увидела впервые двухэтажное здание школы в центре шахтерского поселка: с библиотекой, актовым залом, просторными коридорами и классами – четырьмя на первом этаже и столько же на втором… Первоклашкам они казались огромными, но не потому, что детей там было мало. В Надином классе было 42 школьника. Многие были детьми шахтёров, потому и строили школу с большими классами с дальним расчётом. Уголь тут добывали открытым способом, а посёлок, как и планировалось, рос, со временем стал городом, занявшим как-то первое место в Свердловской области по чистоте. Кстати, курсирующие там с 60-х годов прошлого века трамвайчики, на которых народ добирался из Волчанска в райцентр, звонко шустрят на радость местным жителям и по сей день. Ширлиной приятно было узнать об этом благодаря социальным сетям, как и о том, что благодаря этой достопримечательности её родина вошла в книгу рекордов… Ну, не Гиннеса, а местного масштаба, которую пополняют время от времени изобретательные пользователи Интернета.

Но самые яркие воспоминания детства связаны у неё со школой. В день проведения традиционной линейки знакомств перед новым учебным годом Наде так понравилось то, как там представляли учителей и выдавали учебники, что уже тогда она решила твёрдо: «Это моё!» Вернувшись домой, с порога заявила маме: «Я буду как наша Лилия Петровна!» Так звали её первую учительницу, которую она до сих пор вспоминает с благодарностью. Лилия Петровна Трубникова (в девичестве Майер) была из обрусевших немцев, которых во время войны выслали с Поволжья на Урал. Молодая обаятельная учительница много времени проводила с детьми, после уроков даже ставила спектакли с песнями и танцами. А читать книги и обсуждать прочитанное с ней было так увлекательно, что её ученикам уходить из школы не хотелось...

Позже, когда семья Ширлиных переехала в Курскую область, решение стать педагогом только крепло. Привыкнуть ко Льговской средней школе №1 оказалось не так уж трудно. Во-первых, родители выполнили её условие («Я пойду только в «А» класс»!), а во-вторых, в пятом «А» тоже учились 42 ученика. Только классным руководителем была не её любимая Лилия Петровна, а солидная, основательная, степенная Оксана Михайловна Логанова. «Вторая мама» так внимательно следила за распорядком дня своих воспитанников и даже за тем, кто с кем дружит и чем увлечён, что Надя ещё раз сказала себе: «Обязательно стану учителем!» Тем более что и Оксана Михайловна, влюблённая в свою профессию, часто говорила: «Девочки, нет лучше профессии для женщины, чем быть всегда рядом с детками…» А деток, как магнитом, тянуло к ней, к её ужасно интересному учительскому столу в лингафонном кабинете. На краю его всегда лежали конфетки, которыми она угощала детей, приговаривая: «Возьмите – для услащения жизненных горечей…»

– Ученики никогда не видели её в плохом настроении, – рассказывает о ней Надежда Владимировна, – она просто излучала добро и внимание, учила нас тяге к знаниям и отношению к жизни, начиная с себя. Требовала и заставляла, но тут же защищала и жалела. Преподавала английский язык, но помогала нам делать домашние задания по русскому, оставляла после уроков, объясняя ошибки ещё и ещё раз. И мы оставались. После уроков бежали домой перекусить, чтобы тут же вернуться обратно, представляете? Если не было кружков и факультативов, шли в кабинет Оксаны Михайловны, просиживая там допоздна. В школе уже никого нет, кроме директора школы и уборщицы, а мы находили себе занятие, хотя никаких компьютеров и в помине не было! Но по-настоящему мы оценили свою классную маму уже после школы. Когда выяснилось, как незаметно и прочно сдружила она нас.

Даже сейчас, спустя почти четыре десятилетия, Надежда Владимировна и её одноклассники выпуска 1976 года встречаются. Поначалу затем, чтобы навестить Оксану Михайловну, услащая уже её жизненные горечи своими конфетами и тортами… А в последнее время стали дорожить этими встречами настолько, что это происходит каждый год, в первую субботу июля. Они встречаются, чтобы вспомнить, скажем, 25-летие окончания школы и «отметиться» во дворе первой школы, пригласив Оксану Михайловну. Проводили её тогда домой после торжественной части, получив привычные наставления относительно «продолжения банкета» на берегу Сейма: «Будьте осторожны, не смейте купаться, а когда вернётесь, обязательно позвоните мне…»

– Вернулись мы во Льгов, когда уже дождь пошел, – вспоминает тот юбилейный эпизод Ширлина, – но звонить не стали, а остановились всем классом под балконом Оксаны Михайловны, чтобы просигналить и прокричать: «Мы здесь, всё в порядке!» Только взрослыми мы поняли, что всё в порядке у нас благодаря своей классной маме и школе, в которую мы шли с удовольствием. Светлая память этой уже ушедшей из жизни удивительной женщине, умевшей создать в классе такую атмосферу…

Пример О. М. Логановой и других педагогов оказался настолько заразительным, что класс тот в первой школе ещё долго называли «учительским». Трое Надиных одноклассников уехали учиться в музыкальное училище, а четверо после окончания школы поступили в пединститут. С педагогической деятельностью связали свою жизнь не только Надежда Ширлина, но и Светлана Вировец, Сергей Остроухов, Елена Павперова, Елена Логанова… Медицинский институт окончили Александр Кролевецкий и Николай Костебелов. Первый преподает в медицинском колледже, второй – в мединституте. В воспоминаниях о том уникальном выпуске всегда присутствует их классная мама и еще один замечательный человек – Людмила Евгеньевна Павперова. Это по её совету метания Ширлиной между двумя любимыми в старших классах предметами – математикой и историей – завершились выбором в пользу царицы наук.

Как получилось, что она не вернулась в родную школу в 1981 году после окончания физмата Курского пединститута? Решала не она, тогда выпускников вузов направляли на работу туда, где они были нужнее всего. Можно было вернуться, лет двадцать пять назад её приглашали на должность организатора внеклассной работы, а она отказалась. Привыкла к коллективу и даже к дороге на работу: каждое утро – километра полтора по грунтовой дороге. Это после того, как пройдёшь примерно столько же через поле, которое начиналось у разъезда «11-й километр»… Молодая учительница приезжала из Льгова поездом, успевая ко второму уроку вместе с другими педагогами, попавшими в Верхнедеревенскую и Левшинскую школы по распределению. Но ни разу не пожалела, что связала свою судьбу с сельской школой!

Сейчас и дороги преобразились, и автомобили перестали быть редкостью. Изменилась и школа. Вместо трёх одноэтажных помещений барачного типа, в которых ютилась верхнедеревенская «восьмилетка» в послевоенные годы, здесь современное здание. Однако к асфальту и технической оснащенности учебного процесса добавились новые проблемы. Село сильно постарело, почти всё работоспособное население перекочевало туда, где есть заработки. В результате – малочисленные классы... Зато как много получают там ученики!

В первый же год работы в Верхнедеревенской школе Ширлиной доверили классное руководство. Ей удалось повторить там дорогие её сердцу уроки человечности, воссоздать ту атмосферу – из своего счастливого детства. В итоге четверо девочек из её первого выпуска, умницы и отличницы, по примеру своего классного руководителя выбрали профессию учителя. А трое из них – Ирина Сергеевна Шломина, Ольга Викторовна Сушильникова и Людмила Викторовна Набойченко – работают здесь и сегодня! Потом были и другие особенные выпуски – 1985 года, например. Любознательные, лёгкие на подъем школьники охотно ездили на экскурсии в райцентр, ходили в походы, а главное – очень хотели учиться. Благодаря таким детям, как считает Ширлина, и ходатайствующим за них родителям Верхнедеревенская школа повысила свой статус: её перевели из основной в среднюю общеобразовательную… Или выпуск Надежды Владимировны 2013 года, отличившийся победами на районных предметных олимпиадах, в спортивных состязаниях, не пропускавший ни одного конкурса. Почти все эти дети поступили после школы в вузы на бюджетные места, чем, конечно, порадовали своего бывшего классного руководителя. Впрочем, уместно ли тут слово «бывшая», если и после школы она беспокоится о них, волнуется и ждёт…

Выглядит она на удивление молодо, потому что всю жизнь занимается любимым делом. А ещё, наверное, потому, что в сегодняшней жизни ей не нравится лишь одно – когда её называют старейшим в школе и одним из старейших педагогов Льговского района. Чувствует-то себя Ширлина лет на тридцать пять, не больше. И это ещё одно доказательство того, как повезло её ученикам!

Рубрика: