Секрет долголетия льговчанки Веры Пономарёвой

15 мая этого года льговчанке Вере Ивановне Пономарёвой исполнилось 97 лет! Да, подводят зрение и слух, но только не память. А память у неё уникальная – не только на события её долгой жизни…

Родилась она в селе Шустово Конышёвского района в 1924 году в семье крестьян, которые вырастили десятерых детей. Отец Иван Фролович Сидоров был колхозным огородником и пасечником. А жена его Елизавета Никифоровна, мать-героиня, занималась детьми и хозяйством. Все дети, и Вера в том числе, росли работящими.

Позже семья перебралась в деревню Коробкино. Здесь Сидоровых Великая Отечественная война и застала. Отца оккупанты назначили старостой. Но Иван Фролович поддерживал связь с партизанами, у них в хате под видом нищенки-дурочки останавливалась партизанская связная Александра Зайцева. Кое-какие мелкие задания выполняла и 18-летняя Вера.

А когда пришли наши, хата Сидоровых превратилась в операционную прифронтового госпиталя. При операциях Вера была на подхвате. Как переживала она, видя мучения раненых, которым операции делали без обезболивания и наркоза! Однако, когда госпиталь передислоцировался в село Платава, она продолжала и там работать, преодолевая каждый день пешком семь километров от Коробкино. Бои с немцами в тех краях шли долго – те всё не могли Банищи отдать. А значит, и работы в госпитале хватало с лихвой.

Позже за этот период получила Вера Ивановна медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». А вообще у нее восемь юбилейных медалей и звание ветерана труда.

Детей у неё пятеро. Старшего, Виктора, родила от первого мужа Николая Ивановича Бышова, с которым прожила совсем недолго, а четверых – в браке с Николаем Романовичем Пономарёвым. Он умер в возрасте 72 лет. Давно потеряла она сыновей Александра и Сергея. А трое – Виктор, Николай и Надежда – её помощь и отрада. 75-летний Виктор, наезжая на весну и лето в Коробкино, выращивает там овощи, делает заготовки на зиму и мать ими снабжает. А уж звонит по нескольку раз на дню! Недавно Николай с сыном приезжали из Тихвина, погостили, генеральную уборку в её квартире на улице Гайдара провели. А в день юбилея победы на Курской дуге свозили Веру Ивановну на Красную площадь Льгова, на митинг, где она читала своё стихотворение о битве под Прохоровкой.

Дочь Надя живёт в другом конце Льгова. Несмотря на то, что муж её серьёзно болеет, она ежедневная помощница, ухаживает за матерью лучше любого социального работника, заявку на которого они и не подавали. Но и Вера Ивановна молодец, ещё сама себе готовит, содержит и квартиру, и себя в чистоте.

Телевизор она не смот-рит из-за слабого зрения и слуха. Но при этом остаётся активной участницей художественной самодеятельности льговских ветеранов, поёт в их районном хоре.

– Вера Ивановна – наша живая реликвия, – говорит староста хора ветеранов Владимир Дмитриевич Шмариков. – Мы всегда рады её видеть, поражаемся энергии и оптимизму этой женщины. И её прекрасной памяти!

Поражаются этому и зрители, когда слышат, как ярко, эмоционально читает Вера Ивановна стихи на концертах. Да не какие-нибудь короткие, а на несколько минут! Знает она их великое множество и часто, признается, повторяет их перед сном, уже после вечерней молитвы. Это замечательная тренировка памяти.

Она и сама стихи пишет, очень неплохие, образные. Одно, например, посвящено её родному дому, который сохранился до сих пор:

Я однажды приеду к тебе,

Старый дом посредине России,

Положивший начало судьбе,

Подаривший мне счастье и силы.

Ты стоял в окруженье рябин –

Их сажала ещё моя мама.

Сколько лет пронеслось, сколько зим –

Ты стоишь по-солдатски упрямо.

Я тихонько тебя обойду,

Твои тёмные стены поглажу,

Под крылечком игрушку найду –

Уцелевшую с детства пропажу.

Я поплачу на ветхом крыльце,

Загляну в твои окна слепые.

На твоем измождённом лице

Прочитаю все беды России…»

Вера Ивановна достаточно бодра, чтобы подниматься в РДК на второй этаж, где проходят репетиции хора. Она старается побольше бывать на свежем воздухе, делает по утрам зарядку. У неё свои секреты, как поддерживать в безболезненном состоянии суставы.

Окружающий мир и его события ей по-прежнему интересны. Скоро выборы, и она собирается в них участвовать голосованием, как делала это всю жизнь.

Мы долго говорили с ней о жизни, и я узнала, что принцип её отношений с окружающими – не судить их, а понимать. «Судья – не я. Бог – судья», – чётко сказала она, а это ведь единственно верная человеческая позиция, согласитесь.

…Тут в окошко, у которого мы сидели, постучали, и детский голос позвал: «Вера Ивановна!». Это шестилетняя соседская девочка Маша стала звать её на улицу. С Машей я Веру Ивановну около красивых цветов и сфотографировала. А когда спросила девчушку, почему ей интересно общаться с бабушкой, которая на 90 лет её старше, то услышала: «Ой, она столько много знает! И про войну мне рассказывает…»

Кстати, у Веры Ивановны 8 внуков и 10 правнуков. И всех она любит. А они отвечают ей взаимностью.

Остается пожелать нашей долгожительнице здоровья. И чтоб продолжала она нас радовать своим творчеством и той особой теплотой, которая исходит от много переживших и мудрых людей.

№: 
Рубрика: