Пятнадцать часов на вершине мира

За время похода на Северный полюс ледокол прошел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда

40 лет назад, 17 августа, атомный ледокол «Арктика», совершив первый в мире высокоширотный рейс, достиг вершины планеты – Северного полюса. Этот поход сделал советское судно и его экипаж мировыми знаменитостями (СМИ до сих пор сравнивают это событие с полётом в космос Юрия Гагарина), которые на практике доказали возможность круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана и транзитного прохождения Северного морского пути. Кстати, после советской «Арктики» первый иностранный корабль достиг Северного полюса только спустя пятнадцать лет.

На легендарном корабле, ставшим вторым проектом атомного ледокола в СССР, после атомохода «Ленин», судовым электриком, а чуть позже мастером-электриком атомной паро-производительной установки работал и наш земляк Александр Михайлович Науменко. Восемь лет назад он вернулся на свою малую родину в село Большие Угоны из Мурманска. В живописной беседке родительского дома почётного полярника, ветерана атомной энергетики и ветерана труда Мурманской области и состоялся наш разговор о морской романтике и подвиге советских моряков, первыми достигших северной макушки Земли.

Атомный ледокол «Арктика» был заложен 3 июля 1971 года в Ленинграде. Первым капитаном атомохода стал экс-капитан ледокола «Ленин» Юрий Сергеевич Кучиев. 26 декабря 1972 года судно спустили на воду, а через два года (17 декабря 1974 года) были окончены ходовые испытания. В их финальной части участвовал и А. М. Науменко – выпускник мореходного училища Новороссийска. Свою жизнь с морем он связал совершенно случайно. После службы в ракетных войсках советской армии молодой электрик уже год как работал в Курчатове. Как-то ему попалась на глаза газета с объявлением о наборе в мореходное училище. «Пошутили с парнями, вот бы поехать туда, отучиться, надеть форму – и все девчонки будут наши, – вспоминает Александр Михайлович. – Но поехал в Новороссийск только я». Получив профессию судового электрика, наш земляк попал по распределению в Мурманское морское пароходство. Это событие он называет для себя большой удачей, потому что большинство его одногруппников уехало тогда на восточный «край географии» – Камчатку.

25 апреля 1975 года на борту «Арктики» был поднят государственный флаг. В последующие два года ледокол выполнил ряд рейсов по маршруту Северного морского пути. Было ясно, вспоминает Александр Михайлович, что «Арктику» готовили к сложному походу.

Решение о нем приняли 13 июля 1977 года, когда министр морского флота СССР Т. Б. Гуженко, также участвовавший в походе, подписал план организационно-технических мероприятий по подготовке рейса. В тот легендарный путь «Арктика» отправилась из мурманского порта 9 августа – в самое теплое время года на Северном полюсе.

– Мы, экипаж ледокола,  вообще не знали о том, куда и зачем судно идет, – рассказывает А. М. Науменко. – Даже радиооператору запретили выходить в эфир, чтобы не обнаружить себя. О том, что цель – Северный полюс, нам сказали лишь после того, как «Арктика» прошла пролив Вилькицкого, соединяющий моря Карское и Лаптевых. По первоначальным расчётам ледовой обстановки планировалось идти из Мурманска на север по прямой. Однако в процессе следования полярники (а экспедиция была усилена научными и техническими специалистами) настояли на изменении направления, указав, что льды по направлению от моря Лаптевых к Северному полюсу менее крепкие, и следует идти на штурм полюса именно по этому направлению.

Фактически ледокол следовал через Карское море в море Лаптевых, пройдя проливом Вилькицкого. Достигнув 130-го меридиана, экспедиция повернула на север и придерживалась этого направления вплоть до достижения Северного полюса. Проще говоря, судно следовало по пологой дуге между 125 и 130 градусами восточной долготы. 14 августа «Арктика» вошла в многолетние льды.

– Лед попался очень плотный, застревали, бились ударами: взад-вперед, взад-вперед, – вспоминает А. М. Науменко. – Несколько раз судно оказывалось скованным льдами, чудом удалось сохранить лопасти винтов – постарались бортовые летчики, которые вместе с гидрологами из Арктического и антарктического научно-исследовательского института на вертолете МИ-2 круглые сутки искали «проталины» и направляли атомоход.

Другая группа исследовала поведение корпуса ледокола при его активном взаимодействии со льдом в различных рабочих режимах. Эти специалисты работали в трюмных помещениях судна.

Кстати, из-за сложности задачи, поставленной организаторами экспедиции, был предпринят ряд мер безопасности: на борту имелся дополнительный аварийный запас продовольствия, рассчитанный на восемь месяцев, и материалы для строительства ледового аэродрома. Также на судне имелся медицинский блок, включающий стоматологический кабинет и операционную. На корме ледокола размещалась вертолетная площадка с ангаром. На «Арктике» был даже бассейн, который заполняли подогретой до 18-20 градусов морской водой, две сауны и огромный судовой спортзал…

В 4 часа утра 17 августа атомоход достиг цели.

– В это время как раз закончилась моя четырехчасовая вахта, – вспоминает Александр Михайлович,  – и по радиотрансляции, которая велась в каждую каюту и отсеки судна вахтенным штурманом, прошло сообщение: «Мы достигли высшей точки Земли – 90 градусов широты! Задание Родины выполнено!» Что тут началось! Мы обнимали и поздравляли друг друга. Завпрод, мой друг, притащил ящик чешского пива, которым мы тут же и отметили это событие. На 8 утра был намечен выход экипажа и торжественный митинг, но никто, несмотря на поздний час, не спал!

В то легендарное утро на макушке Земли, где компас во все стороны показывает только «юг», на льду установили стальной 10-метровый стержень для поднятия флага. После этого с борта корабля был спущен парадный трап, и в 9 часов 40 минут по московскому времени на Северном полюсе подняли флаг Советского Союза, экипаж, в том числе и наш земляк, салютовал этому событию из карабинов, а на грунт океана была опущена памятная доска...

– Уже не помню, кто именно предложил совершить «круго-светный маршрут», – рассказывает Александр Михайлович. – Большим хороводом в диаметре около 40 метров мы выстроились вокруг флагштока и обогнули Землю всего за несколько минут. Это было незабываемо! Так родилась традиция для всех последующих экспедиций к полюсу: пересечь все меридианы за короткое время. Кстати, Северный полюс встретил нас теплой для этих мест погодой – термометр показывал около нуля градусов.

«Арктика» провела на вершине мира 15 часов, за это время научные сотрудники экспедиции провели запланированные исследования и наблюдения, желающие искупались в полынье. Стоянка позволила водолазам проверить состояние винтов ледокола, после положительного заключения ледокол отправился в обратный путь в Мурманск.

Дома экипаж атомохода встречали с оркестром и в присутствии многочисленных СМИ. Все участники похода были награждены орденами и медалями, а сам ледокол «Арктика» – орденом Октябрьской Революции (поход состоялся в год 60-летия Великого Октября). Мастер-электрик АППУ А. М. Науменко получил медаль «За трудовую доблесть» и нагрудный знак «Почётный полярник».

– Но больше всего я мечтал встретиться с женой и сыном, которому на момент моего возвращения с Северного полюса исполнилось 4 месяца, – вспоминает тот день Александр Михайлович.

А вообще наш земляк бывал на Северном полюсе дважды. Второй раз – в августе 1991 года. К тому времени к макушке Земли уже совершались коммерческие рейсы с туристами. На ледоколе «Советский Союз», на приемке которого еще в 1989 году работал А. М. Науменко, к Северному полюсу тогда отправилось больше сотни иностранцев. А в Москве как раз происходили известные события, после которых распался Советский Союз.

– О путче мы узнали по радио, – вспоминает А. М. Науменко, – туристы очень перепугались, бросились в радиорубку звонить домой и рассказывать про революцию в Союзе. Мол, заключали договор с одной страной, а теперь другая, что будет? Мы же спокойненько подняли российский триколор (а они всё фотографировали) и продолжили плавание. А иностранцев уже на обратном пути в полном составе эвакуировали почему-то на Аляску самолетом из порта на мысе Провидения…

А. М. Науменко посчастливилось также работать на атомоходе «Ленин», теплоходах «Кутузов» и «Клавдия Еланская» (последний известен тем, что доставлял журналистов к месту гибели АПРК «Курск» в Баренцевом море в 2000 году). Александр Михайлович избороздил все северные моря и проливы, побывал во многих европейских странах. После каждого такого похода, безусловно, связанного с риском, дома его ждала любимая и верная жена Тамара и трое детей. Кстати, с супругой Александр Михайлович познакомился все-таки благодаря мореходке: вход на танцы в морском клубе Новороссийска для девушек, во все времена склонных к морской романтике, был свободным…

ФАКТЫ

1. Технические характеристики «Арктики»: длина – 148 м, ширина – 30 м, водоизмещение – 23000 т, скорость хода по открытой воде – 20 узлов. В создании ледокола принимали участие более 350 объединений и предприятий СССР, около ста научно­исследовательских, проектно­конструкторских и эксплуатационных организаций. Позднее на Балтийском заводе г. Ленинграда по тому же проекту было построено ещё пять атомных ледоколов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы».

2. За время похода на Северный полюс ледокол прошел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль с преодолением многолетнего льда.

3. «Арктике» до сих пор принадлежит уникальное мировое достижение: с мая 1999­го по май 2000 года, т.е. ровно год, ледокол отработал без захода в порты. К тому времени судно отслужило уже 25 лет (проектный срок его эксплуатации), а было всё «как новенькое». Одна из главных причин – продление ресурса реакторной установки ледокола до 175 тысяч часов (при проектном ресурсе 100 тысяч часов).

4. 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра РФ. 3 октября была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011­м с судна сняли экипаж, а потом исключили из Регистровой книги судов. Морское начальство заговорило о разработке проекта утилизации «Арктики», были даже предложения продать ледокол за рубеж. Но вмешалась общественность. Ветераны флота, в том числе военного, моряки, а также полярники, ученые, историки, журналисты стали активно бороться за «Арктику». И – победили! Правительство РФ приняло решение сохранить этот ледокол как памятник, оборудовав в нем музей.

№: 
Рубрика: