Профориентация: возможности не ограничены!

Министр образования и науки Курской области Наталия Бастрикова поучаствовала в мастер-классе

Известный афоризм гласит: «Выбери себе дело по душе, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». А сделать правильный выбор поможет профориентация. Сейчас ей уделяют повышенное внимание на государственном уровне, уже со школьной скамьи предоставляя детям необходимую базу для самоопределения. Однако случается так, что профессиональное ориентирование становится, можно сказать, спасательным кругом для особенных детей. Для них в первую очередь важна социализация и, как показывает практика Льговской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, именно профориентация создаёт положительную динамику адаптации таких школьников в обществе.
 

Билет в счастливое будущее

Ещё в 2021 году здесь завершились работы по реализации федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» и открылся профориентационный Доброцентр «Мастеровой». В школе-интернате создали все условия для профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. Обновили инфраструктуру по предметной области «Технология»,  например, – капитально отремонтировали помещения мастерских, оснащённых современным оборудованием. На капремонт помещений выделили почти шесть миллионов рублей из регионального бюджета, на приобретение оборудования – более семи миллионов рублей из федерального. 
Современным оборудованием дооснастили две швейные мастерские, студии декоративно-прикладного искусства и робототехники, кабинеты логопеда и дефектолога, с нуля сделали мастерскую агропромышленного профиля и уличную теплицу с отоплением, поливом и светом, мастерскую персонала в сфере обслуживания, мастерскую повара, мастерскую строительного профиля  и мастерскую рабочего по комплексному обслуживанию зданий. В стенах школы ребята получают такие профессии, как «Повар», «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «Швея», «Маляр», «Штукатур»...


– Сейчас в школе учатся 127 детей, – говорит директор учреждения Наталья СОТНИКОВА. – Все детки с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп, 60 детей из них – с инвалидностью. Сама по себе работа по профессиональному ориентированию ребёнка – процесс сложный, ответственный, тут много нюансов. Если же эта работа ведётся с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, то процесс в разы длительнее. Но необходимая материальная база облегчает эту задачу и способствует более углублённой вовлеченности детей в профориентационные занятия. Чтобы профориентирование наших учеников прошло успешно, мы развиваем у них положительное отношение к себе, формируем адекватное отношение к выбору профессии, основанное на осознании своих желаний и возможностей. Кроме того, подбираем вид и направление будущей профессиональной деятельности, максимально соответствующие физическому и психическому развитию, состоянию здоровья в целом и одновременно отвечающим интересам, способностям ребёнка и потребностям рынка труда. 
Такой подход позволил Льговской-школе интернату стать одной из самых узнаваемых профориентационных площадок не только в Курской области, но и в России. Благодаря неоднократным победам учеников школы в региональных и всероссийских этапах конкурсов профессионального мастерства, среди которых конкурс «Поверь в себя» и  национальный чемпионат «Абилимпикс», в народе это образовательное учреждение начали называть школой с неограниченными возможностями. 

Делимся опытом

На базе Доброцентра «Мастеровой» проходят различные профориентационные занятия для учеников городских школ. Особенно полюбились им профессиональные пробы. Тут три этапа: задания на мотивацию, техника безопасности и работа с техническими картами. После прохождения всех трёх этапов школьники сдают свои работы, а педагоги их оценивают. Заключительный этап сейчас проходят ученики 9-х классов школ № 1 и № 2. За время профпроб они познакомились с содержанием и характером труда работающих по профессиям «Повар», «Клининг», «Сити-фермерство», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий», «Швея», а также попробовали себя в каждой из них. 
– Мои ученики в восторге от профессиональных проб, – делится впечатлениями классный руководитель 9 «А» класса школы № 2 Елена ТАЛДЫКИНА. – Попадая в эту школу, будто оказываешься в другом мире. Спокойная, семейная обстановка, чуткие и доброжелательные педагоги, под руководством которых ребята пробуют себя в разных профессиях… Оснащение школы на высочайшем уровне. Что-то из оборудования ребята вообще увидели впервые в жизни, а от возможности ещё и поработать на нём пищали от радости! Казалось бы, такая мелочь, а ребёнок счастлив, его глаза горят, он получает новый навык и счастлив… Кто знает, возможно, именно эти профпробы помогут нашим ученикам самореализоваться. Только представьте, как они в будущем с радостью будут приходить на работу и получать удовольствие от своего труда…Здорово же! 

Подводим итоги

Этой осенью во Льговской школе-интернате состоялся День открытых дверей. Чтобы он был увлекательным, его провели в формате профориентационного мероприятия «Город мастеров». Так педагоги подвели итоги напряжённой работы по созданию условий для профессионального самоопределения обучающихся, закреплённой в программах урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, плана работы Ресурсного центра по социализации и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе школьного Доброцентра «Мастеровой».
Среди гостей мероприятия были министр образования и науки Курской области Наталия Бастрикова, начальник отдела образования администрации г. Льгова Алеся Максакова, руководитель Межрайонного кадрового центра занятости населения «Льговский» Елена Семенихина, председатель местного отделения «Движение Первых» г. Льгова и Льговского района Евгения Фищенко, директор Льговской швейной фабрики Мария Щёкина, кондитер Наталья Незнамова и другие. 
На площадках «Города мастеров» каждому нашлось дело по душе. А в Центре сопровождения родителей и обучающихся школы-интерната состоялось несколько мероприятий – заседание родительского клуба «Школа родителя особого ребёнка», профориентационная игра «Профессий много в мире есть...» и встреча с сотрудниками Межрайонного кадрового центра занятости населения «Льговский». Последние проконсультировали родителей по будущему трудоустройству выпускников школы и показали, как оформить документы на портале «Работа России». 
Широко распахнула свои двери «Ремесленная Слобода», где все желающие прикоснулись к истокам народного творчества. В школьном «Гостевом доме», в присутствии сотрудников Гостевого дома «Льгов», проходил мастер-класс победителей конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» и «Поверь в себя». Победители регионального этапа национального чемпионата «Абилимпикс» в номинации «Клининг» Татьяна Александрова и Екатерина Колупаева продемонстрировала чудеса качественной уборки помещений. Таня показала, как очистить стул экстрактором (так называется оборудование для очистки мягкой мебели), а Катя до идеального блеска очистила оконные поверхности  с  помощью набора окономойщицы. 
Побывали гости и в «Пекарне», там ученики школы №2 занимались приготовлением мелкоштучных изделий из дрожжевого теста,

и в «Столярном цехе», где старшеклассники школы №1 освоили изготовление ключницы. В «Строительной Артели» ученики школы-интерната показали свои умения в области декора внутренних помещений. Они делали панно «Башня Шамиля» под руководством старшего мастера Льговского филиала Курского монтажного техникума Евгения Воротынцева. А в «Зелёном хозяйстве» ребята учились сами создавать флорариум – сад за стеклом… 
Из «Блинной» доносился аппетитный запах блинов, испечённых в традициях русской кулинарии, из «Портняжной мастерской» – аромат душистых трав, используемых при шитье кукол-оберегов. В «Цехе ковроткачества» гостей познакомили с этим старинным народным промыслом, а в соседней мастерской заведующая Курчатовским краеведческим музеем Ольга Горбунова раскрывала секреты лепки и росписи знаменитой кожлянской игрушки. В «Скобяной мастерской» проходили мастер-классы «Джутовое рукоделие» и «Кожевенное ремесло», интерес к которым проявили обучающиеся Дома детского творчества г. Льгова.
Не менее насыщенной была программа на «Проспекте коммуникаций». Здесь воспитанники Духовно-просветительского центра при Свято-Никольском соборе г. Льгова работали над созданием мультфильма «Божия коровка» в технике «перекладки», а малыши из подготовительной группы детского сада № 2 освоили «Азбуку финансовой грамотности от Смешариков». Кстати, во всех мастер-классах министр образования и науки региона Наталия Бастрикова поучаствовала лично. Наталия Александровна познакомилась с педагогами, учениками и их родителями, посмотрела, в каких условиях дети обучаются будущим профессиям, поинтересовалась у детей, какие профессии вызывают у них наибольший интерес.
– День открытых дверей полностью выполнил свою задачу, – подвела итоги мероприятия директор школы-интерната Наталья Сотникова. – Надеемся, наша школа стала компасом в мире профессий, подарила новые знания и умения нашим гостям, зарядила доброй энергией и положительными эмоциями.

 

МНЕНИЯ


Алеся МАКСАКОВА, 
начальник отдела образования 
администрации г. Льгова:

– Помощь и поддержка детей в самоопределении – очень важная задача, а когда речь идёт об особенных детях, то она важна вдвойне. Педагоги Льговской школы-интерната отлично справляются с этим. Их ученики не просто демонстрируют отточенные навыки в той или иной профессиональной деятельности, они действительно увлечены тем, что они делают и нацелены применять свои умения уже по окончании школы. Можно с уверенностью сказать, что здесь к каждому особенному ребёнку находят индивидуальный  подход и закладывают фундамент, необходимый для адаптации ко взрослой жизни. 

 

 


Елена ТРУНОВА, 
мама обучающихся во Льговской школе-интернате:

– У меня шесть детей. Трое из них – выпускники этой школы, трое ещё учатся здесь, поэтому я знаю, чем «дышит» школа. Здесь замечательные педагоги, прекрасная материальная база. Всем моим детям уделяется необходимое внимание. Особенно радует то, что тут знают, как наладить контакт с родителями. В школе действует родительский клуб «Школа родителя особого ребёнка», где мы, родители, общаемся с педагогами, сами участвуем в различных мастер-классах…Благодаря этому формируется прочная и неразрывная связь, которую я называю «Родитель – учитель – ученик». Это когда все трое поддерживают друг друга, помогают и прислушиваются.

 

 

Мария ЩЁКИНА, 
директор Льговской швейной фабрики:

– Нередки случаи, когда на фабрику приходят работать выпускницы Льговской школы-интерната. По результатам их работы я вижу, что девочки подготовлены на все 100 процентов! И главное – они искренне заинтересованы в своей работе. Девчонки старательны, аккуратны, ответственны... Вообще со школой мы давно и тесно сотрудничаем, а двери нашей фабрики всегда открыты для молодых и умелых швей!




 

 

 

№: