Посидим, поговорим?

Русский человек воспринимает этот вопрос всегда своеобразно, а в праздники исключительно как предложение. Какие же ещё могут быть посиделки? Вы не поверите – могут! В прошлом веке бывали другие. В последние дни декабря и даже в первые новогодние льговчане, представьте себе, не застолья продолжали и не в гости ходили. На то есть документальные свидетельства, сохранившиеся в Курском областном архиве. Вот что сообщает нам газета «Ленинский путь» от 2 января 1929 года: «Вчера в 4 часа вечера закончило свою работу окружное совещание по поднятию урожайности. После принятия резолюций по всем докладам совещание закрыл тов. Кулешов, который подвёл итоги пятидневной (!) работы совещания. В своем заключительном слове т. Кулешов, отметивший деловую критику в прениях, сказал: «Наше совещание проходило с неиссякаемой активностью. Намеченный темп поднятия урожайности на 40% и темп роста посевных площадей на 10% признаны вполне достаточными и вполне выполнимыми. Практическое выполнение этих важнейших задач требует мобилизации всей нашей общественности на селе и внимания бедняцко-середняцких масс. Льговский округ в общей полосе сельского хозяйства ЦЧО имеет ряд благоприятных хозяйственных показателей. Это должно быть гарантией того, что принятые решения мы выполним».

Интересно то, что главным союзником в деле социалистического переустройства деревни сельхозники того времени считали именно печать. Вот какое воззвание, адресованное редакции газеты «Ленинский путь», было напечатано на второй полосе «ЛП» на следующий день, 3 января 1929 года: «Окружное совещание земельных работников, агрономов, землеустроителей, работников сельскохозяйственной кооперации, крестьян-опытников и колхозников, собравшихся для обсуждения вопросов повышения урожайности и поднятия сельского хозяйства, шлёт свой горячий товарищеский привет рупору советской общественности нашего округа, газете «Ленинский путь». Громадная организующая роль нашей советской печати заключается в мобилизации вокруг газеты активных культурных сил – мощной сети рабочих и сельских корреспондентов. Действительное коллективное руководство строительством страны, обмен опытом, освещение на страницах газеты конкретных достижений и улучшений, примеров, ошибок и неудач особенно необходимы теперь при осуществлении мероприятий партии и советской власти в области индустриализации страны, реконструкции сельского хозяйства и повышения урожайности наших полей. Участники совещания считают необходимым активно и регулярно сотрудничать со своей газетой, а также привлекать к этой работе актив крестьян-опытников, колхозников и всю сельскую общественность».

А сельская общественность в те годы не дремала. Она зорко следила за порядком как в праздники, так и в будни, что доказывает третья полоса того же номера газеты. Там опубликовано настоящее расследование (без подписи, что наводит на мысль о коллективном творчестве) под громоздким заголовком «Преступное распределение восстановленческих кредитов. В чьих карманах осели 54 тысячи рублей? Беднота получила только 36 тысяч…» Оказывается, в Хомутовском районе (а газета была в то время окружной и в ней печатались новости нескольких уездов – прим. авт.) кредиты сельскохозяйственных товариществ отпускались на восстановление зажиточных хозяйств! Кулаки, как сообщала газета, полученные кредиты не возвращают, а бедноте отказывают в отсрочке платежа. И что самое возмутительное – распределением кредитов ведал бывший купец… В объёмистой статье перечисляются «безобразные факты кумовства, родства и знакомств» и рассказывается, как «соблюдалась классовая линия при применении процентов и взыскания ссуд». В числе прочих – и факты финансовых нарушений во Льговском сельхозсоюзе при «огнестойком строительстве для колхозов и расселенцев в мае 1928 года».

Заканчивается эта статья требованием, чтобы органы прокуратуры и следствия срочно проверили все факты, а виновных «за нарушение постановлений партийных и советских органов, направленных на восстановление бедняцко-середняцкого хозяйства, привлекли к законной суровой ответственности».

Много интересного можно узнать, листая старую подшивку, и об отношении льговчан к праздникам в те времена. Рождество, например, на волне популярного в советской России атеизма вообще запрещалось отмечать. Это в какой-то мере объясняет то, почему совещания на красные дни календаря приходились. Вот что было написано в номере «Ленинского пути», вышедшем на следующий день после Рождества: «…дань тьме и невежеству: рождественские праздники – это дни обжорства, дни пьянства. Последние крохи на водку, а творческие силы – на прогулы. Но сознательный пролетариат отмежевывается от вековых предрассудков». Это в печати. А как происходило это «отмежевание» в жизни, рассказывает корреспондент газеты М. Мич. Он сообщает читателям округа, что к 7 января 1929 года в магазине райпо № 1, именуемом в народе «винногастрономическим и черно-бакалейным», водки не осталось совершенно. Расхватали всю вчистую. И те, кто думал прикупить бутылку-другую на Рождество, выходят из магазина сильно удручённые, «повесив нос на квинту». Бутылка водки, как сообщается в этой заметке, стоила тогда 1 рубль 30 копеек, а дневная выручка магазина в воскресенье 6 января, составила 1994 рубля 55 копеек. В субботу, днем ранее – 1676 рублей 90 копеек… Примерно такие же суммы выручки констатировались автором 27, 28 и 31 декабря, когда на повышение спроса (цитирую) «нажал педаль новый год». Вместе с этими цифрами, как сетует корреспондент, поднимались и другие – число «праздничных» драк и убийств. О них сообщалось в разделе происшествий и отдельных заметках о жизни и быте советского общества. 

№: