Памяти «дяди Музея»

В жизни каждого человека бывают удивительные встречи, которые открывают нам новые знания, новые горизонты и неожиданные эмоции. Такой встречей можно считать знакомство с личностью нашего выдающегося земляка – художника, педагога, этнографа, музейщика Николая Дмитриевича Бартрама. В 2018 году исполняется 145 лет со дня его рождения. 

Предки Николая Дмитриевича Бартрама – выходцы из Шотландии. Дед Эрнест Иванович родился в 1798 году и до 1815 года состоял на службе у шведского короля в чине прапорщика. В Российском военно-историческом архиве имеется документ, подписанный собственноручно Шведским королём: «МЫ это Собственною Рукою подписали и Нашею Королевской Печатию скрепили. Стокгольмский Замок 14 Марта 1815.» Но уже в 1817 году шведской службы отставной прапорщик «Арист фон Бартрам» обращается к Государю императору Александру Павловичу с просьбой об определении его во Владимирский уланский полк. И, как замечает канцелярист в другом документе, «из приложеннаго при прошении его указа, данного ему на отставку, видно, что он служил добропорядочно». В русскую службу Э. И. Бартрам был принят во Владимирский уланский полк и вышел в отставку полковником, поселившись в Льговском уезде Курской губернии. В «Курских губернских новостях» есть сведения за 1839 год о приезде в феврале Эрнеста Ивановича из Льгова в Курск, что может означать приблизительно время постройки усадебного дома. А совсем скоро умирает его молодая жена Анастасия Николаевна, оставив двух малолетних детей – Дмитрия и Алексея. 

Дмитрий, отец Н. Д. Бартрама, окончил Петербургскую Академию Художеств как акварелист и очень любил работать с деревом. В его кабинете в имении Семёновка Курской губернии стоял станок, на гвоздиках в шкафу висели столярные инструменты. Со временем кабинет Дмитрия Эрнестовича стал любимым и священным местом для его подраставшего сына. Он видел, как руками отца создаются красивые и нужные вещи – от рамок для картин до инкрустированной мебели. Он начал помогать отцу: резал, точил, строгал. Он тоже полюбил дерево, и это осталось на всю жизнь.

Мать Николая Дмитриевича Анастасия Михайловна – из дворянского рода Кусаковых. Известно, что в их роду по материнской линии был декабрист Николай Васильевич Басаргин.

Николай Дмитриевич Бартрам родился в деревне Семёновка Льговского уезда Курской губернии 24 августа 1873 года. Он был четвёртым и единственным выжившим ребёнком в семье. К сожалению, никаких документов о его крещении в метрических книгах церквей Льговского уезда пока не обнаружено. Он получил домашнее образование из-за слабости здоровья. Как пишет в своих воспоминаниях его внук Н. А. Киселёв, «Коля учился в реальном училище в Москве. Судя по свидетельствам 1888 года, поведение у него было отличное, а успехи средние… В том же году Колю по состоянию здоровья отец из училища забрал, он доучивался дома». Продолжил своё образование юный Бартрам в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1891) (МУЖВЗ), но ушёл из него, не окончив курса, в частную мастерскую художника Николая Авенировича Мартынова. Работал и с известным художником Василием Николаевичем Бакшеевым. 

Мартынов учил своих подопечных технике акварели «по-сырому». В семье внука Бартрама Николая Киселёва сохранились несколько акварельных пейзажей с видами старого дома, окрестностей усадьбы и портрет молодой жены Николая Дмитриевича – Марии Иосафовны, урождённой Анненковой. Таким образом, детские и юношеские годы Николая Дмитриевича были наполнены природой курской глубинки, близким и радостным общением с первым по значимости для него человеком – его отцом Дмитрием Эрнестовичем.

Ещё будучи студентом, Николай Дмитриевич начинает интересоваться этнографией, народным искусством, русской игрушкой. Огромное влияние оказало на него знакомство с трудами известного историка И. Е. Забелина, организатора Исторического музея, а затем позже и с ним самим. Как пишет в своих воспоминаниях старшая дочь Бартрама Анастасия Николаевна, у Забелина он понял и полюбил труд и искусство, вложенные в народные деревянные изделия, понял их мудрую простоту, декоративность форм и традиционность исполнения.

В 1893 году под руководством ещё совсем молодого Николая Дмитриевича (ему тогда было всего 20 лет!) была организована учебная столярная мастерская в деревне Семёновка Льговского уезда Курской губернии для подростков из окрестных деревень. В ней обучали ребятишек столярному делу, изготовлению игрушек, работали опытные мастера. И именно с 1893 года Николай Дмитриевич Бартрам отсчитывал стаж своей научно-исследовательской работы. Он всегда подчёркивал её практическую связь с крестьянским искусством и мастерством, детским творчеством. 

В личном архиве льговского историка и краеведа С. А. Остроухова сохранилась ксерокопия отдельного оттиска из журнала «Путеводный огонёк» за 1904 год с рисунками Н. Д. Бартрама «Маленькое дело маленьких людей». В этом издании есть чудесная история о жизни ребят из Семёновской мастерской: «В старой усадьбе, в маленьком, выбеленном флигельке, зачалось это хорошее дело. Войдёшь туда и видишь – работает столяр, а подле него – два мальчика; и с любопытством смотрят они, как в его руках из куска дерева сперва выходит почти бесформенная болванка, а потом намечаются формы, и выходит игрушка-фигурка важного боярина. И у «боярина» в руках большая чаша с прорезом: это – копилка. Игрушка похожа точь-в-точь на лежащий перед столяром рисунок боярина... Сбываются вещи частью в Москву, а частью расходятся в округе. Оригинальные рисунки для вещей делает г. Н. Д. Бартрам, а образцы вырабатывает местный крестьянин Константин Деменков».  

Столярная учебная мастерская просуществовала около двадцати лет, и ассортимент изделий был весьма разнообразный – от детских игрушек, предметов быта до иконостаса. По воспоминаниям местных жителей, учащихся было много: «как выйдут гулять на бугор, так и весь займут. При мастерской была столовая, готовила обеды для учащихся жена Деменкова». После отъезда Николая Дмитриевича в Москву руководство мастерской было доверено Константину Георгиевичу Деменкову. Тем не менее связь с мастерской продолжалась и в 1903-1910 годах. Семёновские мастера неоднократно участвовали в выставках предметов искусства в Москве, Санкт-Петербурге и Курске, получая дипломы и медали. 

Наверное, самыми плодотворными в творчестве Н. Д. Бартрама были 1900-1910 годы. В это время он создаёт эскизы исторических костюмов для кукол, игрушки-яйца, этнографические игрушки-комплексы «Зыряне», «Самоеды», а также архитектурные игрушки «Сухарева башня», «Красные ворота», «Уголок старой Москвы» и другие. Николай Дмитриевич стремился, по его собственному выражению, «наглядно познакомить детей с различными областями знания». В самом начале XX века он занимается этнографическими сборами в Курской губернии. В Государственном архиве Курской области хранятся два письма Бартрама: первому директору Курского историко-археологического и кустарного музея Н. И. Златоверховникову и курскому губернатору и меценату Н. Н. Гордееву. В письме Златоверховникову Н. Д. Бартрам пишет об изготовлении рамы для портрета царя Алексея Михайловича. А губернатору Н. Н. Гордееву сообщает, что одновременно с письмом посылает «4 кички шитых и несколько так называемых «подзатыльников» – части женского головного убора, что носили не так давно у нас в Льговском уезде», и стеклянные расписные витрины, изготовленные мастерами-кустарями.

По воспоминаниям дочери Анастасии, Николай Дмитриевич собирал во Льговском уезде старинные кики (т. е. головные уборы замужних женщин), шёлковые платки, затканные золотыми цветами, штофные сарафаны, телогреи, а в Суджанском – набойки на холсте, тканые пояса, тесьму. В Слободе Борисовка Грайворонского уезда – оклады икон из фольги, пасхальные писанки и крашенки. И везде – народную игрушку!

С 1904 по 1917 год Бартрам – художник Московского губернского земства, заведующий художественным отделом Кустарного музея. В этот период он путешествует по Германии, Франции, Италии, изучая опыт организации музеев игрушки. У него собралась своя большая коллекция игрушек, зарождается идея создания музея игрушки в России. 

В 1918 году, в годы разрухи и гражданской войны, открывается первый в России Музей игрушки. Сначала экспозиция расположена в комнатах квартиры Бартрама на Смоленском бульваре (он передаёт в этот музей свою личную коллекцию игрушек), затем приходят поступления из национализированных магазинов и усадеб. 

В 1920 году под его руководством вывозится коллекция игрушек детей царской семьи из Ливадийского дворца в Крыму. А в 1924 году музей получает в своё распоряжение городскую усадьбу на Пречистинке (особняк Хрущёвых-Селезнёвых). Кроме экспозиции игрушек, там располагался кукольный театр. Ребятам показывали представления петрушек и старинных марионеток, а также работала мастерская, где их учили работать по дереву. В музее разрешалось трогать игрушки руками, играть с ними, изготавливать самим. Долгое время над входом висела вывеска «Дети, идите в свой Музей». Неудивительно, что Музей игрушки стал очень популярным в Москве учреждением и уступал по посещаемости только Третьяковской галерее! 

В Интернете нашёлся фильм «Приключения болвашки», снятый в 1927 году режиссёром Юрием Желябужским. Сценарий написали Ю. Желябужский и Н. Бартрам. Это удивительный фильм о детях, которые пришли в музей и узнают, откуда берутся игрушки, как и из каких материалов их изготавливает мастер. В фильме снялся сам Николай Дмитриевич Бартрам и богородский резчик Андрей Яковлевич Чушкин. Фильм сохранил колорит того времени, виды Москвы и, конечно, интерьеры музейных помещений, витрины с игрушками. Кроме того, Николай Дмитриевич участвовал в съёмке одного из первых мультфильмов «Каток» в качестве сценариста в том же 1927 году. Таким образом, музей задействовал все сферы детской деятельности: игра и игрушки, кукольный театр, творческая мастерская и производство фильмов. 

Среди детей Николай Дмитриевич был особенно популярен и любим. Они не отделяли личность Бартрама от музея, так его и называли – «Дядя Музей». Музей был детищем и главным делом его жизни, но в 1931 году был законсервирован и переведён в Сергиев Посад, тогда Загорск. Здание музея потребовалось для проектировщиков Дворца Советов. Происходили изменения в стране, Николай Дмитриевич ничего не смог с этим поделать, а тут ещё обострились старые болячки. 16 июля 1931 года он умер.

В деревне Семёновка Льговского района Курской области до сих пор сохранился скромный старинный дом семьи Бартрамов. В нём с 1918 года располагается школа. Сохранились родные половицы шириной 50 см, резные двери, печи, обложенные кафелем. В школьном дворе жив сарай времён владельцев усадьбы, который до сих пор используется для школьных нужд. Дом остался почти без изменений и переделок. В школе работает учитель начальных классов, местная жительница Людмила Владимировна Буланова. Она рассказывает, что, по воспоминаниям старожилов, «хозяин был хорошим человеком, не ругал крестьян. Сам отдал свой дом сначала под мастерскую, а потом там устроили школу. Когда-то давно ещё оставались отдельные книги из барской библиотеки…» 

Сам дом, парк и окрестности навевают грусть о прошедшей эпохе, о нашем талантливом земляке, так мало упоминаемом в современной жизни. Но память о нём жива. В 2018 году Художественно-педагогическому музею игрушки исполняется 100 лет. А в январе 2017 года благодаря многолетним усилиям бывшего главного хранителя этого музея Галины Львовны Дайн и её дочери Марии Борисовны Дайн музею Игрушки в Сергиевом Посаде было присвоено имя его организатора – художника, учёного, педагога, коллекционера, нашего земляка Николая Дмитриевича Бартрама.

Печальна, как всякая родина,
какую покинуть пришлось…
По льговской грязи в непогодину
и мне навестить довелось
Тот дом родовой, что под вязами, 
где печи не ждут перемен,
и двери с филёнками разными, 
и пол – всё живут без замен. 
Он тихо царит над Семёновкой 
глядится на Локни ручей,
на рыжие склоны в подпалинку 
с цепочками белых гусей.
Брожу между старыми склонами, 
где песня щегла, как велось…
Прекрасна, как всякая родина, 
откуда искусство взялось.
Г. Л. Дайн – кандидат искусствоведения, специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры, автор 280 публикаций, в 1969-1989 годах главный хранитель Художественно-педагогического музея игрушки, член Союза художников России. 

М. Г. ОСТРОУХОВА, методист, педагог дополнительного образования ОБУДО «Курский областной центр туризма»

№: 
Рубрика: