Особенному ребёнку - особенный учитель

Какие бы слова мы ни адресовали педагогам, значимость этих людей в жизни каждого из нас трудно переоценить. Но задумывались ли мы когда-нибудь, что значит учитель для особенного ребёнка?
То, что работающие с такими детками педагоги тоже особенные люди, в подтверждении не нуждается.

 

У таких учителей (да простят меня педагоги обычных школ!) всегда чуть больше терпения, чуть больше любви, чуть больше милосердия. Ведь как говорил педагог-новатор Василий Сухомлинский, справедливым педагог может быть тогда, если у него есть достаточно духовных сил, чтобы уделить внимание каждому ребёнку. А особенным детям внимания нужно гораздо больше, следовательно, и педагогам для обучения таких детей нужно не меньше, а больше духовных сил. И осмыслить это можно, познакомившись с особенным учителем... 
Во Льговской школе-интернате вот уже пятый десяток лет работает учитель технологии Светлана Полхова. Хрупкая, невысокого роста женщина с лучезарной улыбкой… Смотришь на неё и без всяких слов понимаешь – учитель. Но когда она начинает говорить о своей профессии и учениках с такой любовью и с таким огоньком в глазах, хочется добавить прилагательное «настоящий». У Светланы Викторовны два образования – учитель начальных классов и учитель-дефектолог. Во Льговскую школу-интернат она пришла работать в 18 лет вожатой. Когда чуть позже ей предложили вакансию учителя технологии, обрадовалась, потому что любит и умеет шить. С тех пор на её счету и счету её учеников немало побед в конкурсах по шитью областного и всероссийского уровня. Есть у Светланы Викторовны и Почётная грамота Министерства образования РФ. Сама она отмечает, что в другой профессии себя просто не видела и работать хотела именно в этой школе. Для неё главная награда то, что она учитель и, безусловно, успехи её учеников. 
– Стать учителем – моя детская мечта, – рассказывает Светлана Викторовна. – Будучи маленькой девочкой, я всё время играла в учителя, ставила в тетради оценки воображаемым ученикам. 
И не мудрено… Мама Светланы Лариса Александровна Полянская всю жизнь проработала здесь завучем, а маленькая Света приходила к маме на работу. Потому эта школа ей хорошо знакома, здесь всё для неё родное. Она отлично понимала, что учат тут особенных деток, но это нисколько её не пугало, а даже наоборот – разожгло интерес и желание учить их. Этот интерес в Светлане Викторовне не угасает по сей день. 
– Хожу на работу как на праздник, – продолжает она. – Фраза, конечно, избитая, но её смысл для меня имеет огромное значение. Мне очень повезло, потому что каждый день, идя на работу, я действительно испытываю радостное предвкушение общения с детьми, уже фантазирую, как научу их чему-то новому. И всё же теория и практика шитья – не самое главное в моей работе. Самое главное – взрастить в ребёнке добро, человечность, интерес к тому, что он делает… А шитьё – это отличный способ развить в детях хорошие качества. Например, через шитьё можно даже воспитать в ребёнке патриотизм. Как? Очень просто. Мы шили кукол в военной форме, и попутно я рассказывала детям о подвиге наших дедов и прадедов. Изготавливая кукол-медсестёр, можно рассказывать детям о жертвенности и милосердии. В общем, каждый учитель найдёт способ, как через свой предмет взрастить в ребёнке только самое хорошее. 
Светлане искренне хочется отдать детям частичку тепла, любви, заботы... Она никогда не ставит своим ученикам двоек, считая, что двойка – это в первую очередь оценка учителю, а не ребёнку. Значит, не научила, что-то не так показала и объяснила. Учитель должен окрылять, а не рубить интерес к предмету на корню, не запугивать двойками. Все её ученики стараются, а им это даётся не всегда легко. И в этом смысле поощрение, прощение, а не наказание зачастую помогает им преодолеть себя, лучше стараться и усерднее учиться. Дети очень тонко чувствуют, когда в них верят. С веры учителя в ребёнка начинается его вера в себя. Сейчас некоторые девочки даже на переменах забегают к ней, чтобы прострочить хотя бы строчку. Ну и как после этого не любить свою работу?..
Кабинет технологии в здешней школе – как отдельный мир рукотворного творчества. Русские народные костюмы, куклы из ткани, оригинальные шляпки… Разнообразие приводит в восторг! 
– Такому кропотливому и сложному труду научиться может не каждый школьник, – произнесла я, увидев это.
– Да, понимаю, о чём вы, – ответила на это Светлана Викторовна, – поэтому я радуюсь каждому шву, каждой строчке своих учеников. Для меня это маленькая победа. Всё, что вы здесь видите, это результат учительской веры в ребёнка. Дети знают, что всё, что они шьют, – не напрасный труд. Например, мы давно сотрудничаем с детскими садами № 2 и № 9, шьём для дошколят костюмы для сюжетно-ролевых игр. Так сказать, совмещаем приятное с полезным. Мои воспитанники учатся шить, а эти костюмчики потом уже с малых лет, можно сказать, профориентируют детишек в детских садах. То, с какой любовью, с каким усердием мои ученики шьют для малышей – очень трогательно, словами не описать.
Но особенно тронул уже, пожалуй, многих льговчан социальный проект в рамках школьной акции «От сердца к сердцу». Дети Льговской школы-интерната пошили костюмы в русском стиле для малышей одного из детских садов Донецкой народной республики (об этом «Курьер» писал ранее). По словам Светланы Викторовны, когда дети узнали, кому они шьют, то выверяли каждый шовчик, каждую петельку. 
– Им очень хотелось так сказать донецким дошколятам, что всё хорошо, что они, льговские школьники, рядом, несмотря на расстояние, что они поддерживают их, – не скрывая слёз, объяснила учитель технологии…
– Светлана – педагог от Бога, – отзывается о ней её коллега и напарница, тоже учитель технологии этой школы Елена Воронова. – Но помимо этого, она надёжный друг, приятная в общении женщина и просто хороший, искренний человек. Для учителя быть искренним – необходимость. Именно поэтому Светлана Викторовна без труда располагает к себе любого ребёнка, дети тянутся к ней, словно цветы к солнцу. И что самое главное, она согревает каждого, каждого любит. Это читается в её интонации, в её улыбке при общении с учениками. Мы вместе готовим детей к различным конкурсам, вместе учим их шить, вместе учим держать иголку и легко находим взаимопонимание… Могу сказать одно: мне повезло с коллегой, но ещё больше повезло ученикам – у них чуткий и заботливый педагог. 

№: