Настоящая легенда Льгова

Она родилась  в городе Николаев на Украине в 1939 году. В семье, где было уже две девочки, оказалась поздним ребенком – появилась, когда её маме Раисе Абрамовне было уже 47 лет.

Мама… Федор Константинович Исупов, красный командир, который гнал белых до самого Херсона, увидел эту молодую евреечку и влюбился в неё без памяти. А её родители были против! И тогда он посадил Раю на тачанку и увез с собой, что называется, в белый свет. Первых двух дочерей, которые родились в 1923-м и 1925-м году, бывший красный командир и коммунист, назвал Ленина (в честь Ленина) и Кира (в честь Кирова). И для Вали он потом выбрал имя в честь летчицы Гризодубовой…

1933 год – голодомор на Украине. И не только. От него умирает мама Раисы Абрамовны Киля (отец скончался ещё раньше). Они с мужем едут в Херсон, в курортное местечко Белая Пристань, чтобы в ангаре с ещё не похороненными жертвами голода разыскать родного человека и по-людски предать его земле. В смрадном ангаре тысячи беспорядочно лежащих тел! Находят мать случайно – по отсутствию двух пальцев на руке.

А после этого семья переезжает в село Благодатное Николаевской области, куда Фёдора Константиновича направили председателем колхоза. Дело шло к весне, сеять было практически нечего – в колхозном амбаре стояло только два мешка пшеницы. Да и некому было сеять! Когда Фёдор Константинович обошёл ещё не опустевшие хаты, то увидел, что и в них люди погибают.

И тогда он, ни с кем свои действия не согласовывая (да и кто бы из начальства ему это позволил?), отвозит посевное зерно в Николаев на мельницу, из муки там же выпекает хлеб и раздает колхозникам. Да ещё оставшуюся муку... Люди стали оживать.

Об этом быстро узнали в райкоме партии. К председателю нагрянула милиция и арестовала его. Грозил ему ни много-ни мало расстрел. И тогда колхозники пешком отправились за 50 километров в Николаев. Перед зданием райотдела милиции они встали на колени и сказали: «Мы никуда не уйдём, пока вы Фёдора Константиновича не выпустите! Он нас спас!» 

И что вы думаете? Выпустили! Такие были времена – скорые как на расправу, так и на помилование…

В конце 1939-го отца Валентины Фёдоровны направляют в город Стрый Львовской области – готовить вместе с другими партийцами-активистами присоединение этой западной области к Украине (она до этого была в составе Польши, а на Польшу уже напала Германия в сентябре). Жизнь в городке была относительно сытная, но тревожная. 

Партработники приехали с семьями. Жены их были в основном простые деревенские женщины, которые в жизни не видели такого обилия красивой одежды в магазинах. Вот и стали они щеголять не только в платьях, но и… в ночных рубашках, которые от первых не могли отличить. Делом просвещения женских масс на этот счёт и привитием им цивилизованных манер занялась Раиса Абрамовна, возглавив женсовет. Хлопот у неё было по горло, а потому для детей были наняты две добрейшие женщины из местных – молодая Марыся и старушка-монашка. Она двух старших девочек тайно окрестила по православному обычаю. И все боялись, что об этом узнает Федор Константинович.

Полную версию статьи читайте в газете за 6 марта.

№: 
Рубрика: