На строительную площадку Курской АЭС-2 доставили транспортный шлюз для первого энергоблока

Транспортный шлюз предназначен для применения на атомных электростанциях с водо-водяными реакторами. Устанавливается в герметичный объем реакторного отделения. Для запирания полотна используется принцип байонетного зацепления: две детали соединяются совмещением выступов на одной половине с соответствующими пазами на второй с последующим поворотом. Главная функция транспортного шлюза – это обеспечение удержания в гермозоне радиоактивных веществ и противопожарная защита. При нормальной эксплуатации АЭС через транспортный шлюз выполняется транспортировка грузов на отметку обслуживания реакторной установки при ремонтах оборудования, ввозе свежего и вывозе отработавшего топлива.

Это оборудование является важной частью реакторного отделения первого энергоблока. Конструкционно транспортный шлюз аналогичен резервному и основному шлюзам для персонала, представляет собой цилиндрический сосуд с двумя крышками — полотнами со стороны герметичной и негерметичной зон, отличаясь конструкцией и принципом работы крышек-полотен, назначением и размерами. В собранном виде шлюз весит 260 т, его длина - 15 м, высота с открытыми полотнами – 20 м и диаметр – 8 м.

– Транспортный шлюз – это важное оборудование, входящее в транспортную схему обращения ядерного топлива на АЭС. Основное управление осуществляется с помощью автоматики. В конструкцию шлюза, предназначенного для энергоблока №1 Курской АЭС-2, внесены существенные технические улучшения, что позволило сократить продолжительность шлюзирования. При скорости перемещения полотна 70 миллиметров в секунду удалось добиться точности позиционирования в три миллиметра при остановке, – прокомментировал первый заместитель директора по сооружению новых энергоблоков Курской АЭС Андрей ОШАРИН.

После доставки оборудования практически сразу последовали работы по перевозке шлюза к месту установки – это начальный этап длительной и высокоточной строительной операции. Транспортный шлюз был поднят на 26 отметку в проем между транспортным порталом и гермозоной.

– Точность установки очень высокая – такая же, как и при монтаже корпуса реактора – миллиметры. То, что сделано на данный момент – это только начало большой высокоточной работы. Нас ждет раскрепление шлюза, установка дверей и основного оборудования, а также длительный период пусконаладочных работ, чтобы синхронизировать шлюз со всеми транспортными элементами, задействованными при завозе ядерного топлива. Впереди много кропотливой, важной и ответственной работы, – сказал вице-президент АО «Атомстройэкспорт», директор проекта по сооружению Курской АЭС-2 Олег ШПЕРЛЕ.