Могло бы быть визитной карточкой Льгова

Главный дом и флигель. Усадьба князей Барятинских подо Льговом до наших дней не сохранилась (на фото вверху начало 90-х годов, внизу конец 90-х)

Есенинское Константиново, толстовская Ясная Поляна, фетовская Воробьёвка… В нашей стране много памятных мест. Но старинные дворянские усадьбы – тема в отечественной истории особая. Там, где их сохранили, с полным правом гордятся этим уникальным наследием, по которому можно изучать традиции и уклад канувшей в прошлое национальной культуры. И ценность их с годами только растёт, судя по популярности проложенных туда туристических маршрутов, которые, кстати, приносят свою «копеечку» в местные бюджеты. Таким памятником и местом паломничества всех интересующихся историей своей страны могло стать расположенное подо Льговом, в селе Нижние Деревеньки, родовое имение князей Барятинских. Сколько интересного можно узнать в книгах, музеях и архивах о представителях этой известной дворянской фамилии… Последнему владельцу имения – Почетному гражданину города Льгова Ивану Викторовичу Барятинскому – 9 апреля исполняется 160 лет. Вспомнить об этом стоит уже потому, что землями во Льговском уезде владели графы Толстые и Клейнмихели, князья Львовы и Гагарины, однако самый заметный след оставили здесь Барятинские…

Князь А. И. Барятинский
Башня Шамиля

В конце ХVIII века имение «Деревеньки» принадлежало внучке знаменитого адмирала флота графа Н. Ф. Головина – Екатерине Петровне Гольдштейн-Бек. Она вышла замуж за генерал-поручика князя Ивана Сергеевича Барятинского и принесла ему льговское имение вместе с другими землями в качестве приданого. Так началось строительство, которое продолжили наследники. Благодаря их стараниям в Курской области есть роскошный дворцово-парковый ансамбль «Марьино», где расположен теперь санаторий Управления делами президента.

А вот имению в Нижних Деревеньках не повезло. До благополучия вроде «марьинского», радующего и удивляющего нас, живущих в ХХI веке, оно не дожило. Хотя хозяева его были людьми выдающимися и умеющими вести дела. Принадлежало оно наместнику Кавказа, генерал-фельдмаршалу князю Александру Ивановичу Барятинскому (1815-1879), который уступил его своему младшему брату Владимиру. Позже оно досталось князю Виктору Ивановичу Барятинскому (1823-1904), а от него перешло его старшему сыну Ивану.

Во время Великой Отечественной войны тут был госпиталь, затем санаторий, позже – терапевтическое отделение Льговской районной больницы. В 1996 году из-за аварийного состояния усадебных построек больницу пришлось перенести в другое место, а усадьба стала достоянием мародёров. Сохранилась лишь башня, у которой, в отличие от «барского» дома, был статус охраняемого государством памятника архитектуры. У неё своя история. Её построил брат фельдмаршала А. И. Барятинского Владимир. Туда, на смотровую площадку трёхъярусной башенки, поднимался сам имам Шамиль, плененный фельдмаршалом и гостивший у него в имении Марьино. На территории усадьбы в Деревеньках, что интересно, он был совсем недолго, но такова уже ирония судьбы – народная молва закрепила за башней имя предводителя горцев, а не хозяина усадьбы. Она и стала визитной карточкой Льгова. А могла быть усадьба, которую в своё время признавали образцовой по самым высоким европейским меркам.

Вот какие сведения о ней можно найти в книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», изданной в 1902 году. Там сообщается, что «на полпути во Льгов, не доезжая трех верст до него, расположено довольно молодое село Нижние Деревеньки, имеющее 2 400 жителей, волостное управление, школу, богадельню, несколько лавок и кирпичные заводы. Ныне Нижне-Деревенское имение принадлежит князю Виктору Ивановичу Барятинскому, заключает в себе около 13 тысяч десятин земли и разделено на 12 ферм. Имение замечательно по своему усовершенствованному полеводству, пчеловодству, плодоводству и большой водяной мельнице на реке Сейм...»

К юбилею уездного предводителя

Иван Викторович Барятинский вырос в семье необычной. Не только потому, что предки его были одними из богатейших в России. Отец Виктор Иванович Барятинский был человеком чистой души и художником до мозга костей, как говорили о нём современники. Увлекался богословием и литературой, а карьеру сделал, к удивлению близких, военную. Блестящий морской офицер, он проявил себя в обороне Севастополя, находился рядом с Нахимовым, Корниловым, Лазаревым. Его воспоминания были опубликованы в 1904-1905 годах в журнале «Русская старина». Свой след – весьма своеобразный – он оставил и в знаменитом Синопском сражении. Под градом ядер и пуль спешно зарисовывал эпизоды той баталии, которые передал затем Айвазовскому. По этим рисункам с натуры написаны знаменитые картины «Синопский бой» и «Гибель корабля».

Именно Виктор Иванович, который любил путешествовать по миру и всюду интересовался достижениями в промышленности и сельском хозяйстве, возвёл в своём льговском имении большой дом с оригинальной системой отопления и другие надворные постройки. Он соединялся с флигелем одноэтажным переходом, в котором находился зимний сад. Ажурная кирпичная стена, рядом – большой парк с сохранившимися до наших дней дубами и лиственницами... Это имение было представлено впоследствии на Всемирной выставке в Париже и получило золотую медаль как образцовое.

Когда подрос старший сын Виктора Ивановича Иван (1857-1915), имение перешло к нему. И он продолжил дело отца, принимая активное участие в жизни уезда. Иван Викторович избирался предводителем льговского дворянства четыре раза подряд (тогда предводителя избирали сроком на три года). Он был также председателем мирового суда, организовал уездное попечительство о народной трезвости, а с 1892 года ещё и возглавлял врачебный совет. Здесь решались вопросы, касающиеся сроков оспопрививания, борьбы с эпидемиями, составления отчетов, выписки и распределения медикаментов, распределения обязанностей между врачами. Интересно, что сами врачи в этом совете имели только голос совещательный. Но по инициативе Ивана Викторовича разрабатывается новый устав врачебного совета, которым медикам дали право решающего голоса. Все вопросы, касающиеся земского врачебного и санитарного дела, стали обсуждаться совместно с ними.

Представитель Красного Креста князь И. В. Барятинский у входа в дом во льговском имении
Княгиня М. В. Барятинская

И. В. Барятинский заявил о себе как новатор и на посту председателя сельскохозяйственного общества. Это по его приглашению во Льговский уезд приехал первый дипломированный агроном по фамилии Кулыжный. И именно князю принадлежала идея открыть на платформе железнодорожной станции Льгов специальную витрину с образцами зерна и пояснениями – какое зерно выставлено для продажи и по какой цене, где его можно купить во Льговском уезде и как туда добраться… В 1897-м, неурожайном году, Барятинский предложил уездному земскому собранию открыть земский склад, где бы население могло по низким ценам покупать мелочи сельскохозяйственного и домашнего обихода. В результате остальные торговцы тоже стали снижать цены…

Много внимания уделяла общественной деятельности и его супруга – княгиня М. В. Барятинская. Она была попечительницей Льговской женской гимназии, долгое время возглавляла Льговское благотворительное общество, а в 1900 году на свои средства открыла приют для малолетних и престарелых. Когда началась первая мировая война, и Иван Викторович ушёл на фронт в качестве особо уполномоченного представителя Красного Креста, в этой организации работала и Мария Владимировна – организовывала лазареты, налаживала их снабжение медикаментами и продовольствием. В дореволюционном фонде Льговского краеведческого музея хранится любопытный документ – отпечатанное на машинке приглашение, адресованное «Его Высокородию Михаилу Николаевичу Дарскому». В нём говорится, что «Вице-Председательница Льговского местного отделения Российского Общества Красного Креста Княгиня Мария Владимировна Барятинская» просит адресата «пожаловать в 11 часов 8 октября 1914 года на освящение 1-го Льговского Лазарета, находящегося на Дворянской улице в доме Марии Фёдоровны Фильковой». А в архивных фондах, датируемых 90-ми годами ХIХ века, сохранились ходатайства председательницы Правления благотворительного общества льговского земства княгини М. В. Барятинской, которые подтверждают, что в летнее время в наших местах регулярно проводились «лотереи-аллегри, сопровождавшиеся традиционным гуляньем в обширном усадебном парке». Парк, кстати, был всегда открыт для посещений. Закрывали его только тогда, когда хозяева уезжали из имения в столицу или на юг.

Этот парк и напоминает нам сейчас о людях, расшевеливших в конце ХIХ-начале ХХ века сонную жизнь маленького уездного городка. Он не такой ухоженный, как при князьях, но тут и сегодня любят гулять льговчане и гости города, фотографируясь у башни Шамиля…

Редакция благодарит сотрудников Льговского краеведческого музея и методиста ДЮСШ Е. В. Гурьеву за помощь в подготовке материалов

№: 
Рубрика: