Льговский центр здоровья даёт рекомендации для профилактики переутомления у школьников

Чтобы дети были активными и здоровыми

Дети – это наше будущее. К здоровью ребенка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Головные боли, бессонница, усталость, утомление – эти симптомы все чаще встречается в течение учебного года у детей школьного возраста.

Утомление – это временная потеря работоспособности, вызванная напряженной и сложной умственной работой (Руководство по физиологии труда, 1969). При интенсивной и длительной учебной работе школьников развивается утомление, а иногда и переутомление (Хрипкова А.Г. и соавт., 1990).

Особенности проявления утомления зависят от вида нагрузки, от степени ее воздействия, времени, необходимого для восстановления наилучшего уровня работоспособности. Выделяют периоды, являющиеся наиболее вероятными для возникновения утомления или переутомления организма: адаптация к учебным нагрузкам, окончание четверти, учебного года и недели. В течение дня утомление возникает к 3-4 уроку, сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и, в конечном итоге, отрицательно сказывается на состоянии здоровья, а, следовательно, и на результатах обучения.

Немаловажными факторами утомления и перегрузок школьников являются: шум, недостаточная освещённость, повышенная температура и духота помещения, стресс, сопровождающий процесс обучения; состояние здоровья, резервные возможности организма школьника, степень подготовленности и заинтересованности ученика, индивидуальные особенности школьников.

Первая стадия утомления ученика – невнимательность на уроке, неусидчивость ребенка, желание двигаться при малейшей возможности. Если педагог и родители вовремя не обратили внимания на первые признаки утомления, то наступает вторая стадия, проявляющаяся в торможении психических процессов, ребенок становится вялым, апатичным, сонливым.

В данном случае нельзя обойтись без отдыха, так как хроническое утомление, накапливаясь, приводит к болезненному состоянию – переутомлению, следствием которого является снижение иммунитета и развитие соматических болезней. Знаменитый русский физиолог Павлов И.П. говорил: «Лучший отдых – это смена деятельности».

Необходимо правильно организовать смену видов деятельности ребенка, определенный режим дня, правильное питание и адекватную его возрасту нагрузку.

Для профилактики переутомления у школьников, чтобы дети были активными, успевающими и уверенными в себе родителям необходимо:

1. Поддерживать стремление ребенка быть здоровым.

2. Повышать иммунитет.

3. Следить за осанкой (полезно после учебных занятий делать массаж; заниматься плаванием и лечебной физкультурой).

4. Регулярно посещать офтальмолога, так как одной из причин переутомления ребенка в школе может быть плохое зрение.

5. Следить за качеством питания (в ежедневном рационе должны быть белки, углеводы, жиры, витамины и минералы).

6. Обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься закаливанием, спортом, гулять на свежем воздухе.

7. Создавать эмоциональный комфорт, доброжелательное, теплое отношение близких людей.

8. Не требовать от ребенка больше того, на что он способен. «Завышенная планка» будет рождать в нем комплексы, неудовлетворенность и, как следствие, психоэмоциональные расстройства.

9. Помогать ребенку самореализоваться в творчестве и других видах деятельности.

10. Ограничивать время работы ребенка за компьютером.

11. Совместно заниматься домашними делами.

Быть современным ребенком – тяжёлый труд, а быть родителями – ответственная задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Учеба – это нелегкий путь и пройти его нужно сохранив здоровье и приумножив знания.

Г. Н. Марминова, заведующая Центром Здоровья

Рубрика: