Льговчанин Михаил Копылов первый в Курской области открыл ореховый бизнес

Льговчанин Михаил Копылов занимается во Льгове изготовлением мебели более двадцати лет, но не все знают, что шесть лет назад он заложил единственный в Курской области ореховый сад и ухаживает за ним практически в одиночку. И дело тут не только в деньгах. «Мебельный бизнес – это постоянное общение с разными людьми, а сад – единение с природой, тут я и работаю, и отдыхаю среди красивых деревьев, восстанавливаю душевные силы. Говорят, с возрастом либо к земле тянет, либо книги писать, а мне ближе первое оказалось», – признался Михаил Валентинович.

Фундук и закон лидерства

В начале нулевых Михаил Валентинович сделал свой первый шкаф-купе с роликами на двери от бобинного магнитофона, потом был кухонный гарнитур с направляющими механизмами ящиков на колесиках, выточенных из дерева. Он до сих пор сам себе удивляется, как так получилось. «Видимо, на генетическом уровне что-то есть, ведь я потомственный мебельщик», – говорит мастер. Похоже, что ещё и селекционер (как его папа, прививавший плодовые деревья), потому что как раз сейчас он занимается выведением нового сорта фундука из выкопанной в окрестностях села Михайловка «дички». 

…Мебельный бизнес Копылова достиг своего расцвета пятнадцать лет назад. Тогда в цехе на улице Советской двенадцать человек в две смены собирали мебель, а заказы были расписаны на месяцы вперёд. Но в 2015-м всё резко изменилось: упала покупательская способность, материалы подорожали, да и качество их, говорит Михаил Валентинович, было сомнительное. Своим именем рисковать не хотелось. В общем, он едва не разорился и стал думать, чем бы заняться ещё. Сдача в аренду рекламных конструкций во льговских условиях оказалась утопией, а вот сельское хозяйство с незанятой садовой нишей таила занятные перспективы.

– Есть, на мой взгляд, отличная книга Эл Райса и Джека Траута «22 непреложных закона маркетинга», и первый закон лидерства в ней гласит: лучше быть первым, чем доказывать, что вы лучший, – говорит Копылов. – Этому принципу я и следую. То есть если я потенциально не попадаю как минимум в тройку лидеров, то в этом проекте участвовать не буду. Фундук в Центральном Черноземье выращивают пятеро, а в Курской области в своём масштабе я один. Это значит, есть куда расти, да и математический расчёт тоже подсказывает: цена за орех на рынке начинается от 500 рублей за килограмм. Но торгую я всё-таки саженцами, а вкусные и полезные плоды пока идут на семейный стол.

Фейки про орех

Ореховый бизнес, как и любой другой, требует вложений. Посадочный материал Михаилу Валентиновичу пришлось покупать в питомниках и у частных лиц, а в поисках интересных сортов и надёжных поставщиков объехать половину России. Он посетил много городов, в которых по другому поводу, наверное, и не побывал бы. А как ухаживать за орешником – это он поначалу узнавал в интернете.

– Нашёл сайт, где рассказывают, как сажать орехи, там советовали ямки метр на метр вырыть, потом уложить туда щебень и щепки, – вспоминает Копылов свои первые ошибки. – Там же сообщалось, что орехи лучше на лугу растут. Сколько тварей летающих и наземных тогда набежало, ты даже не представляешь!.. Обрадовался, думал, совсем всё просто. Ан нет! Саженцы фундука не как у яблони, они вот такусенькие – от 15 до 40 см, куда их в метровую ямку сажать? Слава Богу, что 60 на 60 см выкопал. Родня потом со смехом помогала засыпать те траншеи!

Теперь он верит советским книжкам и учебникам для сельхозвузов и знает уже, что такое глубокая вспашка и культивация. У Михаила Валентиновича богатая коллекция саженцев, в маточном саду сейчас произрастают 30 сор-тов, большинство из которых выведены ещё в СССР знаменитым селекционером Раисой Фёдоровной Кудашёвой на базе Ивантеевского лесопитомника. Они отличаются зимостойкостью и хорошо плодоносят даже севернее курского края. Есть европейские сорта и сорта южных регионов, например, знаменитый «Трапезунд» или краснолистная «Пурпурея», которая приживается на разных типах грунта.

Отводки, школки и... чеснок

– Саженцы ореха стоят дороже других, потому что они не черенкуются и не прививаются, для новой посадки годятся только отводки, а если посадить собственно орех, то вырастет «дичка» и сортность потеряется, – со знанием дела говорит садовод. – Отводкой называется годовалая ветка куста, весной прижимаем её к земле и спустя какое-то время на ней появляются ростки – это будущий посадочный материал.

Ветку-матку позже вручную окучивают, она укореняется, а её «детки» набирают силу. Осенью отростки с корнями, готовые  к самостоятельной жизни, срезают. Далее они или на продажу отправляются или в школки (от слова «школа») – это уже отдельный сад саженцев второго года. Поливают орех до первых морозов, то есть выгоднее сажать его осенью.

Первый год Михаил Валентинович возил на участок воду во флягах, а теперь здесь капельный полив. С него, как он говорит, и начинать надо было… Благодаря ему не замывается верхний слой почвы и под рассыпчатой землёй лучше удерживается влага от испарения. Ну и для садовода раздолье – краник на бочке повернул и можно другими делами заниматься! А дел в саду много: и прополка, и подкормка, и лечение. То щитовки какие-нибудь навалятся, то листогрызы набегут или долгоносики – эти вредители протыкают орехи и червячков своих в них прячут.

– Раньше я как сельское хозяйство представлял – плуги там, бороны, но оказывается, многое химия делает, – говорит Михаил Валентинович, – так что 60 процентов моей работы сейчас – это беготня с опрыскивателем. Конечно, от сорной травы между рядами и триммер спасти может, но около деревьев, где отводки лежат, только тяпкой можно работать. И мне это в удовольствие!

Орехи семья Копыловых тоже вручную собирает, а чеснок в первый год посадки картофелекопалка из земли доставала.

– Почему чеснок? Во-первых, чтобы сорняков меньше было, во-вторых, его тоже, как я выяснил, выгодно продать можно, – продолжает Копылов. – В первый год, правда, я с ним здорово намучался. Ездил по районам, скупая на посадку всё подряд, ну всё подряд и выросло… А ещё с прополкой проблема. Гербицид, как оказалось, не всю траву уничтожает, да и скромничал я с ним, не хотел сильно отраву лить, поэтому сурепка и полынь после обработки оказались живее всех живых. В итоге зарос я… Начал убирать чеснок подпашником на своем тракторишке китайском, а у полыни корень будь здоров, чуть в сторону идёт и чеснок режет. Много урожая загубил я тогда, плюс люди лихие в гости заходили, поживились немного. Тот первый урожай чеснока продавать было стыдно.

Теперь Копылов сам разводит «правильные» чесночные семена, а для «лихих людей» видеонаблюдение поставил и фотофиксацию. Помогает.

Чем ярмарки полезны

Свои первые саженцы Михаил Валентинович продавал в питомники оптом. Под заказ для Тамаровского, что в Белгородской области, прошлой весной заложил почти всю мощность маточника, но по осени заявку отменили – не до садоводства там сейчас.

– Пришлось все отводки в школки высадить, но я не расстроен, потому что с ними у меня новый сад получится уже на орехи, – говорит Копылов.

Вообще приобрести саженец действительно сортового ореха по нынешним временам, оказывается, проблема. Продавцы, гонясь за прибылью, торгуют дешёвыми «сеянцами», а результат их произрастания вы увидите лет через пять. С этим и Копылов столкнулся, когда в его маточнике вдруг много «дичи» выросло. Но их тот же Тамаровский питомник для озеленения парка за условно-символичную цену у льговчанина выкупил. Повезло…

Реализует ореховые деревья Михаил Валентинович по осени и через народный маркетплейс. Каждый заказ упаковывает в коробочки и отправляет почтой. Подспорье сельхознику и специализированные фермерские ярмарки в Курске, куда Копылов с удовольствием выезжает, продает саженцы и чеснок.

– Там ещё общение с людьми важно, понимаешь, кому что нужно и чем садоводов заинтересовать, – продолжает Михаил. – Краснолистный и даже пурпурный орех, оставаясь таким весь сезон, не только украсит ваш сад, но и принесёт пользу в виде ореха, богатого цинком и другими микроэлементами.  Кстати, сейчас я сайт своего питомника разрабатываю и уже мне понятно, какая информация будет полезной и интересной посетителю, а какая нет.

Там же, на сайте, наверняка появится и новый сорт, выведенный льговчанином из «дички».

– У него в соцветии 18 вкуснейших орешков, а если с ним помарковать, то есть скрестить с тем же «Гигант из галле» или с «Трапезундом», может что-то интересное получиться, – предвкушает долгий, на несколько лет, процесс Михаил Валентинович. – А назвал я его «Михайловский»…

 

В ТЕМУ: В Центре «Мой бизнес» реализуется комплекс мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан, а также физических лиц, заинтересованных в открытии собственного дела.

Деятельность центра направлена на оказание финансовых, информационно­консультационных и обучающих услуг, инжиниринговых услуг, поддержку экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, реализацию федеральных программ по поддержке молодых ученых и разработчиков инновационных проектов. 

Сайт Центра «Мой бизнес» Курской области: мб46.рф

По вопросам получения государственной поддержки необходимо обращаться в Автономную некоммерческую организацию «Центр «Мой бизнес» Курской области» по адресу: г. Курск, ул. Горького, 34 (ИНН 4632286640, ОГРН 1214600012340) или по телефонам: +7 (4712) 54­07­06, 70­33­77.

Центр «Мой бизнес» осуществляет свою деятельность по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство».