Льговчане 35 лет назад принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Тридцать пять лет назад весь мир потрясло страшное известие об аварии на Чернобыльской атомной электростанции. За короткое время название маленького украинского городка Чернобыля стало для всего мира олицетворением ужасающей техногенной катастрофы.

Основная часть работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС выполнялась в 1986-1987 годах. На разных её этапах были задействованы от 16 до 30 тысяч человек из разных ведомств, более 210 воинских частей и подразделений общей численностью 340 тысяч военнослужащих, 18,5 тысячи работников органов внутренних дел. Общее количество «ликвидаторов» (включая последующие годы) составило более 500 тысяч человек со всего бывшего СССР.

В память обо всех гражданах страны, погибших в радиационных авариях и катастрофах, в 1993 году постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации был установлен День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, который ежегодно отмечается 26 апреля.

Позже, согласно подписанному Президентом РФ Федеральному закону от 1 апреля 2012 года №24-ФЗ, название было изменено на «День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф». В этот день мы вспоминаем людей, которые честно и мужественно выполнили свой долг, рискуя здоровьем и жизнью, но ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС. 

Льговчанин Владимир Григорьевич Соваков (на снимке) на ликвидацию последствий этой катастрофы был мобилизован в августе 1988 года. На тот момент он, 28-летний отец двоих детей, работал водителем во Льговской дистанции пути (ПЧ-30).

– Из военкомата нас привезли сначала в Киев, – вспоминает Владимир Григорьевич. – Там всех посадили на КамАЗы и повезли в часть, которая дислоцировалась в тридцати километрах от Чернобыльской АЭС. Поселили в палаточном городке, по 15 человек в палатке. И началась работа. Организована она была в две смены: с 9 до 14 и с 14 до 19 часов.  В каждой смене – по десять человек. По двое мы спускались на глубину, равную трём этажам, в электроцех или реакторный цех станции. Там, на участке, очерченном дозимет-ристом, долбили пол на глубину 10 сантиметров, собирали в мешки этот радиоактивный мусор и с мешком за плечами выносили его наверх в контейнеры. Работа эта длилась не более пяти минут и заканчивалась по свистку старшего смены. А потом наверху мы ждали, когда другие такую же выполнят… И так – до ноября 1988 года.

Добавлю, что из средств защиты у ликвидаторов была только хлопчатобумажная форма и маска-лепесток на лице. При выходе из заражённой зоны они всё это, включая бельё, снимали, принимали душ и переодевались во всё чистое.  Тем не менее получил Владимир Григорьевич за время работы на ЧАЭС 3,38 бэр радиации.

– Панических настроений среди ликвидаторов не было, – продолжает мой собеседник. – Свою работу мы воспринимали обыденно: надо – значит надо. Нас на это настроил еще военком во Льгове, говоря о долге перед Отечеством.

До следующей смены они отдыхали в городке. Там была хорошая столовая, где по графику питались все десять батальонов. Совакова и его сослуживцев приписали к 26-й бригаде Московской ордена Ленина Кантемировской дивизии. В свободное время они ходили в гости в 25-ю бригаду, где были, в основном, киевляне, с которыми у них сложились тёплые, дружеские отношения. Часто приезжали концертные бригады. Он помнит выступление сестры Софии Ротару, разных вокальных ансамблей… Каждый день в специальном помещении можно было фильмы смотреть. Работала библиотека, медчасть, куда Владимиру Григорьевичу пришлось обращаться, когда стали болеть уши. Врач объяснил, что это от воздействия радиации. Но это недомогание сохранилось и потом, когда он домой вернулся. А при прохождении медицинских комиссий на работе врачи со временем всё больше стали фиксировать его «хроны» – хронические заболевания.

Владимир Григорьевич имеет медаль «В память о ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Через 25 лет после работы на ЧАЭС он получил медаль «За спасение погибавших», а через 30 лет – юбилейную медаль к 30-летию этой аварии. Есть у него льготы: на пенсию он вышел на пять лет раньше и пользуется соцпакетом в 2 000 рублей в месяц. Кроме того, его имя значится в книге «Собою Землю заслонив», вышедшей в 2016 году и рассказывающей о жителях города Льгова и Льговского района – ликвидаторах последствий радиационных аварий и катастроф.

Всю жизнь Владимир Григорьевич проработал во Льговской дистанции пути и только последние полтора года трудится оператором котельной в ПМС-338. У них с супругой Татьяной Дмитриевной уже шестеро внуков!

№: 
Рубрика: