Льгов читающий: страницы истории

95 лет назад во Льгове открылась первая читальня

Объявление об этом было опубликовано 4 августа 1922 года во Льговской газете, издававшейся Уездисполкомом и Уездкомом РКП. «Красное знамя» (так называлась наша газета в начале 20-х годов прошлого века) выходила тогда тиражом 700-1000 экземпляров. Об открытии читальни оповещал население Агитационный отдел укома (уездный комитет Российской Коммунистической партии – прим. авт.) А предназначалась эта новость, что интересно, «сведению рабочих и крестьян, приезжающих во Льгов», поэтому было опубликована на первой полосе газеты.

Местом для культурного отдыха гостей избрали один из лучших особняков в городе – расположенный на улице Советской (бывшей Дворянской) дом помещицы Э. А. Стремоуховой. После национализации его, т. е. выселения Эмилии Августовны из собственного дома на окраину Льгова в конце 1917 года, новая власть назвала его Рабочим дворцом, переименовав вскоре в Пролетарский клуб. Здесь и открыли читальню, которая работала ежедневно «от 5 до 11 часов вечера, кроме понедельников». При читальне, как сообщалось в объявлении, имелись «всевозможные газеты и журналы за последние числа». Приезжающих во Льгов крестьян (а их было немало, поскольку три раза в неделю на Набережной площади города проходили большие базары) приглашали «заходить в читальню, где можно провести время, отдохнуть и почитать газеты». Ну и посетить буфет, который имелся при новом культурном заведении…

Потом читальни появились в деревнях и сёлах. Помещения для досуга крестьян по месту жительства и приобщения их к печатному слову выбирались попроще, их так и называли – избы-читальни. Там проводились собрания, работали ликбезы (курсы ликвидации безграмотности – прим. авт.) и различные кружки. Во Льгове читальня просуществовала несколько лет и пользовалась большим успехом. Ведь до этого библиотеки были лишь семейными, то есть частными, либо работали при учебных заведениях. В 1929 году в газете «Ленинский путь» (органе Льговского окружного комитета ВКП(б), окрисполкома и окрпрофбюро) можно найти сообщения под рубрикой «Льговские вести» о деятельности библиотеки, расположенной, как и сегодня, на улице Карла Маркса. Это была, судя по информации окружной газеты от 31 мая 1929 года, «большая светлая комната с газетами и журналами на столах и окном для выдачи книг каждый день от 2 до 8 часов», которая не пустовала, а постоянно «наполнялась пёстрой толпой».

Каким был льговский читатель? Этим вопросом задавались и тогда, около века назад, когда грамотными были не все, а книга считалась едва ли не главной культурной ценностью. И ответ на этот вопрос тоже дают подшивки Льговской районной газеты, хранящиеся в Государственном архиве Курской области. Вот, например, по данным, которыми располагал автор заметки «В библиотеке», опубликованной в том же майском номере окружной газеты (а печатались там новости о жизни не только Льговского, но и Глушковского, Дмитриевского, Кореневского, Конышёвского, Рыльского и Суджанского уездов) в нашей библиотеке в 1929 году насчитывалось 560 подписчиков. Из них большинство служащие – 48%, дальше идут учащиеся старших групп (28%) и только потом рабочие (8%). Партийная прослойка читателей библиотеки, как отмечается в заметке, «тоже чрезвычайно низка. На всю читательскую массу только 63 комсомольца и 37 членов ВКП(б). А между тем партийцев и комсомольцев во Льгове около 4000 человек».

Из этой же публикации можно узнать, что представляло из себя тогдашнее книжное царство, именуемое, между прочим, ещё тогда, в конце 1929 года, Льговской центральной библиотекой. Книжный запас её был, по сегодняшним меркам, скромным, но, по мнению автора той заметки, солидным – 8120 томов. Из них 2586 было приобретено как раз зимой 1929 года. Чаще всего читали в то время беллетристику (86% выдаваемой на руки литературы). Однако большим спросом пользовались пролетарские и некоторые другие писатели. Роман «Цемент» Фёдора Гладкова, например, то и дело «передавался из рук в руки, трудно было достать и Джека Лондона». А вот на втором месте по читаемости стояла в годы строительства социализма социально-политическая литература… С тех пор как в городе, так и в библиотеке, многое изменилось. Льгов не перестал был читающим, хотя читательская аудитория, как и её вкусы, стали совершенно другими. Но это уже тема для другой заметки. В газете нового века.

№: