Костомаров о Курском крае

Как известно, в 1185 году, во времена князя Игоря Святославович проживали в здешних местах куряне, путивляне, рыляне и черниговское коуи-тюркское население.

Как известно, в 1185 году князь Игорь Святославович совершил поход против половцев. Несчастен был поход Игоря Северского и с ним всех князей Северской земли. С князьями своими были куряне, путивляне, рыляне и черниговское коуи-тюркское население. Это ополчение, зашедши далеко в малоизвестную степь между Осколом и Доном, на берегу реки Каялы было разбито, и князья взяты в плен. Тогда ободренные половцы напали на восточные страны Русской земли, принадлежавшие Переяславлю, и начали опустошения. Взят был и город Рымов, часть жителей избавилась от плена, успев уйти по болоту, а прочие, оставшиеся в городе, достались в неволю. В этот поход половцы набрали много пленников и, следовательно, сделали большое изменение в народонаселении восточной половины Русско-Полянской земли. Другое ополчение разоряло берега Сейма. 
Известный курский ученый-археолог Юрий Александрович Липкинг достоверно установил, что город Рымов (Римов) находился на территории курского края. Это тот самый Римов, о котором пишет Н. И. Костомаров. 
В начале ХVII столетия Российское государство вступает в период смуты. Об этом свидетельствуют трагические события, поставившие страну на грань разрушения государственных начал. В народе накапливалось недовольство. Страну поразил голод. Только в Москве за два года погибло 127 тысяч человек. В то же время не все области Московского государства, как пишет Н. И. Костомаров, были одинаково поражены голодом. 
В Северской области, особенно в окрестностях Курска, урожаи были хорошие, и куряне приписывали это счастливое исключение заступничеству своей чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Когда в Москве цена четверти ржи доходила до трех рублей, в Курске она продавалась по одному рублю. Но провоз оттуда был затруднителен. Правительство Годунова отказалось закупать хлеб за границей, не смогло оно организовать и закупку хлеба в хлебородных районах страны. За этим последовали события, связанные с самозванством Лжедмитрия 1. Перейдя в октябре 1604 года с небольшим отрядом русскую границу через Днепр, самозванец получил неожиданную поддержку.

Интересно рассказывает об этом факте в своих «Исторических монографиях и исследованиях» Н. И. Костомаров. 24 ноября приехал посланец из Рыльска и объявил, что рыльчане сдаются и признают Димитрия. Через несколько часов в тот же день еще одна радость: приехал посланец из Комарницкой волости и объявил, что она сдалась с городом Севском, и тамошние воеводы взяты. 1 декабря пришло известие из Курска, что этот город признал Димитрия Ивановича. Потом 2 декабря новый посланец привез известия, что сдались Кромы. Вслед за тем Димитрий узнал, что на его сторону перешел Белгород.

Так у Димитрия набралось до 15000 человек. Посланное Борисом войско под начальством Милославского потерпело поражение. Но поляки, недовольные Димитрием, расходились от него. Димитрий перешел к Севску, где 21 января присланное Борисом Годуновым войско нанесло ему поражение. Двинулось войско Борисово за Димитрием, но Димитрий ушел уже более чем на сто верст. Годуновцы достигли Рыльска, а Димитрий был тогда в Путивле. Годуновцы осадили Рыльск. Рыляне перед самим приходом годуновцев отправили к Димитрию просить помощи. Из Путивля Димитрий послал им две тысячи московских людей и пятьсот поляков. У рылян было мало запасов; продолжительная осада погубила бы их, но они знали, что с ними жестоко поступят Борисовы воеводы и поневоле должны были храбро отбиваться.

В Рыльске воеводствовали передавшиеся Димитрию князь Григорий Долгорукий-Роща и Яков Змиев. Пытались было склонить убеждениями к сдаче рылян: «Не стыдно ли вам законному царю изменять и служить расстриге, беглому монаху?». «Стоим за прирожденного государя Димитрия Ивановича, которого ваш Борис-изменник хотел убить, а Бог его укрыл», – твердили рыляне. Годуновцы простояли под Рыльском тринадцать дней и ничего ему не сделали. Три месяца сидел Димитрий в Путивле, который принял тогда вид многолюдной столицы. Димитрий приказал привезти из Курска чудотворную икону Божией матери, которая славилась знамениями и исцелениями.

Духовенство обнесло икону по городской стене в торжественной процессии, и множество народа следовало за ней. Каждый день после того Димитрия видели в церкви: он усердно молился перед иконою и говорил, что отдает себя и свое дело защите – Покрову Пресвятой Девы Богородицы. Известен конец этого авантюриста, польского ставленника на русский престол. 

В этот период, а особенно в конце столетия, курский край активно заселялся украинцами, бежавшими сюда от гнета польской шляхты. Русский народ открыл границы своего государства братскому украинскому народу. Переселенцам отводились участки земли, потерявшим имущество выделялась помощь.

Переселенцы предпочитали селиться слободами. Так, например, в метрической книге за 1894 год церкви Воскресения Христова села Большие Угоны Льговского уезда, построенной в 1848 году на пожертвования графа Александра Николаевича Толстого, отдельно значится «слобода Сорочина». Деревня Малые Угоны (слободка при Прудах) ведет свою родословную от первых переселенцев – украинцев из-под Киева, а некоторые уезды Курской губернии стали второй родиной для украинцев. 
Н. ЧЕРКАСОВ, краевед

№: 
Рубрика: