Каким должен быть учитель-воспитатель-наставник? Об этом и «цифровых» школьниках мы поговорили с отличником просвещения РФ, педагогом Льговской школы №5 Ириной Чулковой

Ирина Викторовна Чулкова – руководитель Льговского городского методического объединения учителей русского языка и литературы, за заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд награждена нагрудным знаком «Отличник просвещения РФ». Родилась и выросла как минимум дважды героиня публикаций районной газеты в Липецкой области. На малую родину её мамы семья переехала как раз перед поступлением будущего педагога в Курский государственный университет...

1 сентября 1998 года «Курьер» вышел с передовицей, посвящённой началу нового учебного года. Он был непростым из-за финансовых проблем в системе образования. В школах, как сообщал автор статьи, летние ремонты состоялись при небольшом участии бюджетных средств, но с родительской поддержкой и шефской помощью от предприятий, агрофирм, предпринимателей… Не хватало в школах и новых учебников, их выдавали в первую очередь детям из малообеспеченных семей, остальным учебную литературу приходилось покупать самим. А вот с кадрами, писал «Курьер», тогда в городе и районе всё было в порядке!

Большой учительский коллектив в 1998 году пополнили 16 молодых педагогов, только-только окончивших средние специальные и высшие учебные педагогические заведения. Среди них – учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №5 г. Льгова Ирина Викторовна Воробьева. А в этом году, в Год педагога и наставника, И. В. Чулкова отмечает юбилей профессиональной деятельности – 25 лет непростой, но очень интересной, по её словам, работы в СОШ №5 г. Льгова. Под занавес учебного года мы поговорили с Ириной Викторовной о роли педагога и классической литературы в нравственном воспитании детей, об общении в социальных сетях, поинтересовались её мнением о том, каким должен быть настоящий учитель.

– Ирина Викторовна, Вы помните свой первый рабочий день в школе? Те сложности в системе образования, о которых писала газета четверть века назад?

– Проблем не помню, а вот яркие эмоции от всего нового, от того, что начинаю учительствовать, навсегда остались в моей душе. Помню, как ощутила ответственность за детей, за их будущее, за то, какие им даю знания. И это чувство не покидает.

– На Ваш взгляд, ученики начала «нулевых» и современные отличаются?

– Да. Нынешние дети более мобильные, «цифровые», владеют большим объёмом информации и умеют её находить. А ещё современные дети рациональные, но к этому их и нынешняя система образования подталкивает. Я имею в виду выбор предметов, на которые дети в старших классах делают упор, готовясь к будущей профессиональной деятельности. Впрочем, и в учительской профессии много изменений: электронные журналы, образовательные стандарты. Так что мы тоже постоянно учимся!

– Много споров о «клиповом мышлении», мол, большие тексты сейчас никто не хочет читать. Как с этим у Ваших учеников?

– Работа с текстом – дело непростое. Есть такое понятие: диалог с автором. Его нужно вести на каждом уроке. Например, когда мы читаем текст об авторе, то останавливаемся на важных нравственных моментах, разбираемся, размышляем, делаем выводы. Работая с произведением, пересказываем его обязательно, анализируем поступки героев. В общем, трудоёмкий это процесс – изучение литературы…Конечно, есть читающие дети, есть и те, кто не стремится к общению с книгой. Тут от учителя и от родителей многое зависит. Когда мы были школьниками, наша жизнь и учёба были связаны с книгой, а библиотека – в приоритете. Сейчас доступ к информации широкий, но не всегда она качественная. Один на один с этим потоком детей нельзя оставлять, рядом с ребёнком всегда должен быть взрослый: один направляет, другой контролирует. Только так.

– А как насчёт грамотности? Иногда читаешь объявления, посты в интернете – волосы дыбом!

– Русский язык – это основа всех основ, я стараюсь объяснить это детям. В эпоху информационных технологий учителя общаются с учениками в чатах сети Интернет. Это, на мой взгляд, полезно и продуктивно. Ребят прошу писать грамотно, без сокращений, полными предложениями. Следует отметить, они стараются, даже иногда друг друга исправляют. Так что и в сети мы продолжаем учиться!

– Вы согласны с утверждением, что те, кто много читает, грамотнее?

– Конечно, чтение литературы делает человека умнее, образованнее, ведь люди, любящие книгу, всегда интересны в общении. И начитанный человек достаточно грамотно пишет.

– Не жалеете, что стали учителем?

– Я люблю детей.  Общение с ними открывает для меня этот мир, я как бы смотрю на него их глазами. Это просто удивительно! Сейчас уже мои первые ученики своих детей в школу приводят. Это тоже интересно, так что нет, не жалею. Но в то же время я не ставила цели быть учителем. Само по себе так сложилось. Хотя… Я в соцсетях общаюсь со своим школьным учителем химии Надеждой Андреевной Лушняк. Она, знаете ли, в душе лирик, очень любит поэзию и часто мне присылает стихи, делится со мной своими впечатлениями, эмоциями от прочитанного. А недавно в её альбоме на сайте я увидела фотографию моей первой учительницы Валентины Андреевны Кивотовой. И нахлынули воспоминания... Для кого-то начальная школа – это испытание, трудности, а мне было легко, потому что был такой учитель. Валентина Андреевна нас всегда поддерживала, защищала, она умела видеть положительные качества в каждом ребёнке, помогала их развивать. Есть фотография, где она держит букет цветов, нежно так держит, как ребёночка... В этих движениях угадываются материнские черты. Таким и должен быть учитель-наставник-воспитатель и, конечно, на него надо походить… Хочется верить, что у меня это получается.

– За время Вашей подготовки учеников к ЕГЭ по русскому языку были высокобальники?

– Да, были ученики, которые на экзамене получили высокий бал. Это труженики и моя гордость! Но результат моей работы всё-таки не в баллах, а в людях, в том, каким ребёнок стал человеком. Это самое важное.

№: 
Рубрика: