И все коровы – любимые!

Без малого бизнеса не может нормально развиваться ни экономика, ни общество в целом. Это уже закон. Только почему-то принято считать, что своё дело лучше открывать в городе. Там и населения больше, и вариантов развития бизнеса немерено… Но ведь конкуренция какая! Так могут возразить на это те индивидуальные предприниматели, кто  испытал на себе все городские преимущества. То ли дело сельская местность, где конкурентов раз-два и обчёлся, да и затраты на открытие собственного дела не так велики. Последнее, безусловно, спорно. Те, кто занимается животноводством, к примеру, на раз могу доказать, что это едва ли не самый затратный вид бизнеса, не говоря уже о том, сколько физических сил он требует… Потому и говорят, что трудолюбивее предпринимателей могут быть лишь сельские предприниматели. Тяжёлый труд без выходных и отпусков не каждому под силу. Этот образ жизни ломает привычные стереотипы. И пока есть такие целеустремленные люди – будет жить российское село. Та точка на карте, где никто не ждёт милостей от природы и рынка, а кормит себя сам, где не забыли вкус парного молока и ценят корову-кормилицу... 

Такие энтузиасты способны удивлять не только своей выносливостью, но и оптимизмом. В селе Кудинцево Льговского района, например, приветливы не только люди, но и животные. У дома Фрундиных гостей всегда встречают две собачки. Одна постарше и, добросовестно исполняя свой сторожевой долг, оповещает хозяев о чужаках громким лаем, а другая, не подавая голоса и радостно виляя хвостом, сразу выскакивает навстречу. Тут же, нетерпеливо подпрыгивая, становится на задние лапки, будто хочет спросить: «Угадай-ка, как меня зовут?»

– А мы так и назвали это чудо, Угадайкой, – с улыбкой говорит хозяйка, Валентина Дмитриевна, – мама его посолидней себя ведёт, а этот всем друг…

Более сдержанный, но такой же дружелюбный в хозяйстве Фрундиных и крупный рогатый скот. Потому что ухоженный, окружённый заботой и вниманием. Более шестнадцати лет эта семья держит хозяйство. Начинали в девяностые годы, которые отчаянным безденежьем стимулировали на открытие собственного дела многих. Сначала завели одну корову, потом другую… Дело оказалось привычным, потому что у главы семейства был опыт работы в животноводстве ещё с колхозных времён. И его жена тоже когда-то работала на ферме, потом продавцом, бухгалтером, даже директором сельского Дома культуры одно время… А нашла себя в конце концов в животноводстве. Пробовали они с мужем, по словам Валентины Дмитриевны, выращивать всякую живность. На их подворье были и утки, и гуси, и индюшки, и свиноматки… Даже страусов собирались разводить, но не решились на такую экзотику. Теперь занимаются только КРС, точнее – молочным животноводством. И все коровы здесь – любимые!

Зарегистрировано это крестьянско-фермерское хозяйство на Владимира Александровича Фрундина, но забот с лихвой хватает и его главе, и его жене. На их попечении 55 голов, из них 19 – дойных коров. Встаёт Валентина Дмитриевна в четыре часа утра, греет воду, начинает доить бурёнок, затем выгоняет стадо на луг. Пока они пасутся, надо почистить помещения для животных и помыть доильные аппараты. Их два – специально для дойки вдвоём, когда идёт большое молоко летом. Потом надо встретить машину Льговского молочно-консервного комбината, отправить молоко и только после этого появляется время для себя. А для себя – это значит убрать в доме, приготовить поесть, навести порядок на огороде. Передышка если и случается, то очень короткая, да и то не всегда. За домашними заботами время летит незаметно, только присядешь – вот и коров встречать надо, снова дойка – часов до восьми вечера… Зимой день короче, молока поменьше, но распорядок фермерского дня примерно такой же. Только машина МКК не приходит, так как молока мало. Его Валентина Дмитриевна перерабатывает сама. Есть свой сепаратор и электрическая маслобойка, а времянка оборудована под цех молочной продукции.

Все коровы в этом хозяйстве здоровы – ни лейкоза, ни каких-то других болезней. В этом сельские предприниматели перед переработчиками чисты, как и их молоко. Забирают его на переработку по 300 литров в сутки, не меньше. Не бог весть какие объёмы, но на Льговском МКК это сырьё очень ценят. Требования-то к качеству молока нынче жёсткие, а фрундинское молоко им соответствует, как говорится, на все сто, принимают его только первым сортом. По этой же причине фермерское молоко, сливки, творог и сливочное масло из Кудинцево раскупаются на рынке во Льгове быстро. Всю эту продукцию Валентина Дмитриевна – женщина разумная и очень настойчивая – делает сама, когда коровы в запуске и молока становится меньше. И сама же отвозит на рынок. Постоянных покупателей не так уж много – человек десять, не больше. Но этого хватает, чтобы производителя экологически чистой и очень вкусной «молочки» знали многие льговчане. 

Однако слава Фрундиных интересует меньше, чем перспективы. А перспективы есть. Они обозначены разработанной в нашей области ведомственной целевой программой поддержки начинающих фермеров и семейных ферм. Ради будущего своего хозяйства выдержали кудинцевские животноводы в прошлом году областной конкурс по отбору фермеров и семейных животноводческих ферм на получение гранта – безвозмездной денежной помощи от государства. И выиграли этот конкурс, получив три миллиона рублей!

– Дело хорошее, – говорит по этому поводу Валентина Дмитриевна, – но требования к тем, кто получает  государственные средства на развитие, очень высокие. То, что должен быть чёткий бизнес-план и другие документы – это одно. И то, что стадо должно быть совершенно здоровое – это само собой. Численность поголовья должна расти, объёмы сдаваемого на переработку молока соответственно… Кроме того, в хозяйстве должна быть своя база. У нас, например, был свой трактор МТЗ, косилка, грабли – всё, чтобы самим заготавливать корма для животных. На что пошли три государственных миллиона, вы спросите? Да на ту же технику и КРС! В Белгородской области мы нашли племенное хозяйство, где нам готовы продать двадцать голов симментальской породы. Вот ждём их…

Могут ли фермеры накормить страну? На этот вопрос, который в лихие девяностые звучал однозначно утвердительно, Фрундины сегодня отвечают: «Могут, было бы желание!» И с ними согласна глава Кудинцевского сельсовета И. В. Муравьёва, которая уверенно называет других кандидатов на получение грантов от государства – таких же тружеников, как и Фрундины.

– У нас в селе многие держат по две-три коровы, есть и крепкие подсобные хозяйства, где коров до десятка и больше, – говорит Ирина Викторовна. – Некоторые из них вполне могут стать грантовыми. На той же улице Гора, где находится КФХ Фрундиных, живёт Татьяна Петровна Салтыкова. У неё 33 головы КРС, в том числе одиннадцать коров, ещё десять голов у Ивана Николаевича Новикова. Держат коз и овец Трундовы, Гаджиевы… Но держат те, кто в годах, молодёжь к этому, к сожалению, не стремится. Труд это нелёгкий, от хозяйства такого никуда не денешься, без присмотра всю эту живность не оставишь. И каждый решает для себя – надо мне это или нет, стоят чего-то или нет такие заботы?..

А Фрундины на трудности не жалуются, потому что знают точно: своё дело – лучший способ стать хозяевами собственной жизни. И глядя на них, веришь: именно здесь, в селе, и благодаря вот таким предпринимателям, начинается продовольственная безопасность страны.

№: