«Хэллоу! Москоу! Рашен!»

Несколько лет назад меня как корреспондента газеты пригласили в состав городской ветеранской делегации, отправлявшейся в Курск, чтобы навестить там наши поисковые отряды «Ольгов» и «Родник», занятые в экспедиции «Вахта памяти». Выполнив визит вежливости и закончив репортаж, я и совет ветеранов возвращались домой по трассе Курск-Фатеж-Дмитриев. Вишневая ГАЗель с пассажирами из городской администрации веселилась и пела песни под баян, а я надоедала водителю. Впрочем, он  тоже оказался любителем поболтать о том-о сём, ведь так любая дорога короче. Ну так вот, едем мы уже по Конышевке, а я давай хвастать: мол, мой муж с отцом и братом каждую субботу ездят в местную баню париться. Очень хвалят тамошние порядки, и обслуживание вежливое, и пар горячий, и бассейн имеется... И тут наш водитель поворачивается ко мне и с серьезным таким лицом очень тихо говорит: «Оль, баня в Конышевке уже лет пять, как не работает». Стоп! Занавес! Немая сцена. Так я познакомилась с уникальным чувством юмора Александра Витальевича Афанасьева.

В городской администрации он проработал водителем 17 лет, чуть раньше трудился в автоколонне слесарем и водителем автобуса. Впрочем, в его трудовой книжке, почитай, все льговские предприятия – и нынешние, и бывшие – упоминаются. Но везде указана лишь одна профессия – водителя.

Ее Александр Витальевич (тогда еще не осознавая, что это на всю жизнь) выбрал еще в школе. В те годы автодело преподавали в старших классах. В СОШ №1, к примеру, были и свои гаражи, и первый автомобиль для целого поколения горожан – ГАЗ-51. Учили ребят грамотные инструкторы, среди которых Александр Витальевич особо отмечает преподавателя Анатолия Васильевича Зудова. Конечно, своего автодрома при школе не было, но ученикам, успешно освоившим сухой дренаж, разрешалось ездить по городу. Экзамен на права категории «С», говорит Александр Витальевич, тогда с первого раза сдавали все. Наверное, потому, что обучение длилось не три месяца, как сейчас в автошколах, а почти два года…

В армии (а служил Александр Витальевич на границе в Калининграде) новобранцу доверили возить начальника штаба. Ежедневно, говорит, по несколько сотен километров наезжали вдоль границы с Польшей. Тогда еще, в начале 80-х, действовал Варшавский договор, но нарушители, как и пограничники, не дремали. Боевой дух последних поддерживали встречи с легендарными личностями. Так, в памяти Александра Витальевича остался визит в часть водителя Феликса Дзержинского – уже старенького, конечно, дедушки, показывавшего молодым пограничникам свои фотографии с Владимиром Лениным…

А несколько недель назад я вновь встретилась с Александром Витальевичем… за рулем автобуса Льгов-Льгов-1. Так он проводит свои выходные, «отдыхая» от основной работы дальнобойщиком.

– Мне просто скучно дома сидеть! А тут я с людьми общаюсь, местные новости узнаю, – ответил он, улыбаясь, на моей вопрос о таком своеобразном «отдыхе».

Пять лет назад Александр Витальевич поступил на работу в компанию ООО «Нара Авто Транс» (г. Наро-Фоминск), сменив баранку ГАЗели на штурвал большегруза «Вольво». Теперь перед ним открыты все автобаны стран Евросоюза. Шенгенская виза позволяет.

– Что говорить,  дороги там хорошие, особенно в Польше и Германии, – рассказывает Афанасьев, – три полосы в одну сторону, три – в другую. Больше информационных знаков, так что потеряться невозможно.

Впрочем, и о Белоруссии он отзывается с таким же восторгом, несмотря на сеть платных дорог по системе «Белтол». Там, в г. Каменный лог дальнобойщики пересекают границу, отправляясь за грузом в Германию или Голландию. А вот Литву водители большегрузов стараются «пробежать» без оглядки, даже на ночь нигде не останавливаясь. 

– Потому что и без соляры можешь остаться, и без колес, – говорит Александр Витальевич.

В Польше тоже своя электронная система оплаты проезда по дорогам. Не оплатил – не проехал. При въезде в эту страну (впрочем, как и в другие, в составе Евросоюза) нужно предъявить «дозвол» (на жаргоне перевозчиков от польск. Zezwolenie). Этот документ, разрешающий въезд грузового автомобиля, выдает министерство транспорта страны, куда направляется автомобиль. Каждое такое разрешение снабжено уникальным номером и гасится при прохождении границы. Повторно использовать «дозвол» нельзя, иначе – штраф в несколько тысяч евро.
Режим работы и отдыха дальнобойщиков тоже контролируется. 

– К примеру, четыре с половиной часа проехал, 45 минут отдыхаешь, – рассказывает Александр Витальевич. – Пять дней работаешь, шестой – в отстое. Это в первую неделю работы, во вторую – после пяти рабочих дней положено уже два дня отдыхать.

В такие выходные льговчанин позволяет себе встретиться с друзьями-иммигрантами или местными, с кем благодаря своей широкой душе и общительности завел приятельские отношения.

– Люблю бывать у моего польского товарища Генека. Он работает начальником стоянки, а еще у него 25 гектаров земли, Польша-то  аграрная страна, – продолжает Александр Витальевич. – Когда посевная, его дети в школу не ходят, пашут на тракторах, кстати, еще советских, сеют. А еще у них много скотины, которую они откармливают на продажу. Наемных работников нет, справляются своей семьей.

Открытый выпас животных в странах Евросоюза запрещен. Держат на привязи или в загонах.

– Как у нас, корову или гусей на трассе тут не встретишь, зато можешь нарваться на диких животных – косуль или кабанов, к примеру, – говорит Александр Витальевич. – Был у меня случай в Польше: еду, а на дороге кабан дикий стоит. Вышел, чтобы отогнать, а он не уходит, совсем не боится людей. Скормил ему батон, сделал селфи и поехал дальше.

Кстати, дорожно-транспортные происшествия в той же Германии, говорит Александр Витальевич, если и происходят, то как раз по вине диких животных. ПДД немцы соблюдают неукоснительно сами и следят, чтобы и другие придерживались правил. Сотрудники немецкой госавтоинспекции, говорит льговчанин, работают «по звонку», на дороге с жезлом их не встретишь:

– Едешь, например, со скоростью 75 км/ч, а разрешено 60. Немец тебя догонит (ни в коем случае не обгонит!) и позвонит в полицию. И буквально через несколько километров тебя остановят и сведут с дороги.

Еще один друг Афанасьева, Александр Сметанин из Казахстана, уже 18 лет живет с семьей в Германии. Сначала, говорит, снимали квартиру, а потом купили в кредит дом с двухуровневым гаражом.

– В этом доме есть все для комфортной жизни. Квартплата в месяц (не только за ресурсы, но и за уборку мусора, обрезку кустов и косьбу газона) обходится им около тысячи евро, что составляет меньше четверти доходов семьи, – рассказывает Александр Витальевич. – Продукты в Европе стоят столько же, сколько и в России, но отличаются вкусовыми качествами. Весьма дорога жизнь курильщиков.

Широта русской души, по которой льговчанин всегда скучает в поездках, европейцам не свойственна. В выходные людей на улицах практически нет. Все сидят по домам, отдыхают.

– В субботу, например, еще можно той же бензопилой во дворе поработать или большой компанией с музыкой пожарить шашлыки. В воскресенье шуметь строжайше запрещено, – говорит Александр Витальевич. – Да! И женщины наши – самые красивые! Там всех более ли менее симпатичных уже давно в кино сняли. Поэтому то, что у них бани (улыбается) общие, меня уже и не удивляет…

– Ну а общаетесь с местными на каком языке? – спрашиваю.

– Да на русском или через интернет-переводчик. Приезжаю в бюро на погрузку, а охранник мне: «Хэллоу! Москоу! Рашен!» Сообщаю номер машины и телефона. А мне дают пейджер, на котором высвечивается сообщение, на какие ворота стать на погрузку. Там много русских или русскоязычных работает. Кстати, вместе со мной водителями в «Наро Авто Транс» работают Олег Осадчих и Сергей Бизюков из селекстанции, Артем Сутулин из Больших Угон и Дмитрий Струков из Льгова.

– Связь с ними поддерживаете?

– Конечно, часто на растаможке в Бресте видимся плюс по рации на 15-м канале. Это наш автомобильный спецканал. Всегда друг друга предупреждаем о «колейке» (скоплении машин) на дороге и других ЧП. 

– Не хотелось, по примеру вашего друга Сметанина, перебраться в Европу насовсем?

– Нет. Конечно, там совсем всё по-другому – чистота и во всем порядок. Но жить там я не смогу: не тот стиль жизни и общения, не такое у них, как у нас, душевное отношение друг к другу. Дома лучше.

…А баня в Конышевке работает. Муж мне ее лично показал.

№: 
Рубрика: