Если участок не используется…

Земельное законодательство постоянно меняется, но меняется динамично – соответственно вызовам времени. В июле 2016 года был принят Федеральный закон «Об изъятии неиспользуемых земель», а в декабре того же года приказом Минсельхоза России утверждён порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых «для приведения земельного участка из земель сельхозназначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства».

Этот порядок необходим для определения первоначальной цены при организации торгов по продаже изымаемых земельных участков. Если какой-либо участок в непригодном для сельского хозяйства состоянии и нуждается в культуртехнической мелиорации, то его начальная цена уменьшается на величину этих расходов (но не более, чем на 20%). Это позволяет сельхозорганизациям, в том числе и крестьянско-фермерским хозяйствам, экономить средства на приобретение прав на участок, чтобы направить их на приведение земли в нормальное состояние.
Правительство РФ одобрило подготовленный Минсельхозом проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». На сегодняшний день кредитные организации не заинтересованы рассматривать земли сельхозназначения в качестве залога. Это связано с низкой ликвидностью и длительностью срока обращения взыскания на земельные участки. Законопроект предусматривает возможность удовлетворения требований залогодержателя во внесудебном порядке.

В Министерстве сельского хозяйства подготовлен и проект постановления Правительства РФ «О признаках неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учётом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности в субъектах РФ». В этом проекте перечислены земли, которые не будут учитываться при определении неиспользуемой площади – занятые зданиями и сооружениями для сельхозпереработки, например, мелиоративными системами, защитными насаждениями.

А законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельхозназначения» основан на результатах правоприменительной практики. Он и прорабатывает вопросы совершенствования процедуры предоставления земель крестьянско-фермерским хозяйствам. Если в земельном участке заинтересованы несколько лиц, то проводится аукцион, на котором фермерские хозяйства, особенно начинающие фермеры, не могут конкурировать с крупными сельхозорганизациями. Законопроект предлагает поддержать фермеров, законодательно закрепив возможность предоставлять начинающим фермерам землю без проведения торгов. При этом арендная плата будет не выше размера земельного налога.

В декабре 2017 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 14 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Этот закон регулирует отношения, касающиеся порядка проведения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. А обязанность по организации и проведению общих собраний дольщиков возлагается на органы местного самоуправления.

В ответ на многочисленные обращения фермеров Минсельхоз России согласовал подготовленный Минэкономразвития проект ФЗ «Об отмене категорий», который даёт фермеру возможность построить на предоставленном ему земельном участке сельхозназначения один жилой дом для проживания его семьи – высотой до трёх этажей и общей площадью до 500 квадратных метров. Строительство такого дома не предусматривает формирование отдельного земельного участка, а отчуждение такого объекта проводится только вместе со всем земельным участком, предоставленным фермеру для его деятельности.

Минсельхозом России разработан также проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельхозназначения» и отдельные законодательные акты РФ». В нём предлагается ввести новую главу «Государственный мониторинг сельхозземель», где уточняются обязанности собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земель и предусматривается ведение паспортов почв сельхозугодий. Сведения о землях, полученные в результате мониторинга, будут отражаться в государственном реестре сельхозземель.

По инф. комитета АПК Курской области

№: 
Рубрика: