Эра счастливого детства

Все мы родом из детства – той удивительной страны, где начинается родина, где интересно всё и чуть ли не ежеминутно открывается что-то новое. Так было и тогда, когда не было ни смартфонов, ни планшетов, ни компьютерных игр, ни виртуальных экскурсий. Но дети жили интересно, хотя в провинции, к примеру, и ходить-то особо некуда было. Это сейчас во Льгове Курской области, как и повсюду, есть детская театральная студия, студии вокала и танцев, спорткомплексы и бассейн, а во времена моего детства юные льговчане знали лишь три дороги после уроков – в библиотеку, музыкальную школу и Дом пионеров. Но обделёнными мы себя не чувствовали. Ни минуты грусти, каких-то сомнений в счастливом будущем и даже размышлений об этом самом счастье. Что о нём думать, если оно и так с тобой, вокруг тебя, внутри тебя? Не день, не месяц и не год. То была эра счастливого детства… Нет, это не штамп, которыми изобиловали передовицы газет советской эпохи. Для меня это словосочетание связано с именем талантливого педагога Эры Владимировны Саможон. А помнят её многие.

– Это человек моего детства, с которым всегда было легко, – говорит о ней педагог Дома детского творчества г. Льгова Вероника Совакова. – Благодаря ей я выбрала профессию педагога дополнительного образования и ни разу об этом не пожалела! Как и мои одноклассники, которые до сих пор вспоминают не школу, а «домик», как мы называли Дом пионеров с его очень доброй атмосферой…

– С Эрой Владимировной не приходилось что-то делать наперекор своим желаниям, – вспоминает Почётный работник общего образования РФ Галина Стрельникова, – но при этом слово «надо» тоже звучало. Она умела соединить романтику детских увлечений с общественно полезными делами, обладала магнетизмом, умением услышать ребёнка и сгладить острые углы, перевести назревающие было трения в какую-то иную плоскость, где было место вовлечённости, а не разборкам…

– То была эра фотографии, живого уголка, аппликаций из соломки, турпоходов, поисковых экспедиций, музея народного подвига, – перечисляет ассоциации своего детства Надежда Польская. – Всё это связано с Домом пионеров и Эрой Владимировной. Я тоже стала педагогом благодаря ей. Мотивация к труду, ответственность, умение выживать – это всё оттуда, из нашего детства!

От себя могу добавить, что именно Эре Владимировне я обязана своей первой публикацией в районной газете в 1977 году. Ещё школьницей я поведала читателям о работе поискового отряда «Родник» во Льговском Доме пионеров и открытии там музея. Те, кто по крупицам собирал материалы для будущего музея, успешно действующего и поныне, никогда этого не забудут. И переписанной в угоду чьим-то политическим амбициям истории уже не поверят. Историческую правду нам, родившимся и выросшим в мирное время, повествовали ветераны Великой Отечественной и свидетели оккупации Льгова немцами в 1941-1943 годах, её рассказывали в своих письмах и вживую, во время торжественных линеек и митингов, освободители Льговского района и Курской области. «Родник» тот неплохо воспитал и навсегда породнил нас уважением к героическому прошлому своей страны. Потому и не забыли мы тех, кто учил нас этому уважению: учителей истории Льговской средней школы №1 Олега Николаевича Андреева и Ларису Семёновну Лагутич, невероятно увлекательно преподававшего обществоведение директора этой школы Александра Георгиевича Воропаева и, конечно, Эру, нашу дорогую Эру…

                                                                                                     Вначале было слово…

Есть что-то знаковое в том, что в этом году отмечаются вековые юбилеи СССР и всесоюзной пионерской организации, а также 95-летие со дня рождения нашей Эры. Фамилия её мелькала на страницах льговской районной газеты часто, а вот о ней самой почти не писали. Она родилась в Мариуполе Донецкой области 6 марта 1927 года. В светлое будущее верили тогда так свято, что даже имена давали детям громкие, жизнеутверждающие. Своим именем Эра обязана той эпохе и отцу – Владимиру Самуиловичу Забродскому. Это был журналист чуть ли не с рождения: с тринадцати лет работал в типографии наборщиком, а после революции 1917 года пришёл в журналистику. Начинал в газетах «Приазовская правда» и «Кочегарка» в украинском городе Артёмовске, служил в Красной Армии под командованием самого Виталия Примакова, а в 1930 году окончил Московский институт журналистики. Работал в Воронежском обкоме партии, редактором газет в Мичуринске и Валуйках, в 1937-м – в газете «Ленинский путь» Льговского района. Был редактором нашей газеты с 1943 года и до самого выхода на пенсию.

Дочь продолжила дело отца, долго работая внештатным корреспондентом «его» газеты. Ей было что написать, о чём рассказать… После школы поступала в пединститут, но не прошла по конкурсу. Год проработала пионервожатой, потом поступила в Харьковский сельскохозяйственный институт, по окончании которого трудилась на машинно-тракторных станциях Херсонской и Курской областей, позже – на одном из сортоиспытательных участков Льговского района. А с 1960 года посвятила себя воспитанию детей в нашем Доме пионеров. Руководила Эра Владимировна не только кружками юных натуралистов и декоративно-прикладного творчества, хотя о последнем стоит вспомнить уже потому, что это были поделки из ничего – из простой соломы. Но какие! Аппликации из соломки в 70-80-е годы прошлого века были весьма ценным подарком, получить который мечтал едва ли не каждый льговчанин.

                                                                                                         …потом труд

Технология их изготовления была столь же проста, сколь и уникальна: солому варили с гидропиритом, чтобы осветлить до белого цвета, потом скальпелем делали надрез с одной стороны полого внутри стебля с одной стороны и разглаживали раскалённым утюгом. Глажка придавала сырью оттенки – чем дольше держишь утюг, тем темнее становилась основа будущего шедевра. А потом начиналось самое интересное: из основы – наклеенных на кальку впритык друг к другу полосок соломы – вырезали детали. Их наклеивали на деревянные дощечки, выкрашенные в чёрный цвет, и покрывали лаком. Клея ПВА, который подходил для этого лучше всего, в продаже тогда не было, его выпрашивали на почте. Дефицитную в те времена кальку и копировальную бумагу приносили и дети, и взрослые. А солому тащили отовсюду! Все кружковцы знали, что в работу годилась только средняя часть стеблей, что у разных злаков разный рисунок и оттенок...

С каждым годом поделки из соломки становились всё сложнее, а в числе победителей областных и всесоюзных конкурсов декоративно-прикладного творчества всегда оказывались члены кружка «Природа и фантазия» Льговского Дома пионеров. Кружка, который долго вела Эра Владимировна Саможон. Потом «соломенную» технологию подняла на новую высоту её ученица Надежда Валерьевна Польская, которая лет двадцать передавала её секреты в Доме детского творчества города Льгова. И делала это блестяще, о чём свидетельствует надпись на обороте одной из подаренных Наде фотографий, сделанная рукой Эры Владимировны: «Победителю-ученику от побеждённого учителя. Мастеру – за высший класс в нашем любимом творчестве!»

                                                                                                               …поиск

Кропотливого труда, терпения и усидчивости требовала и работа поисковиков, руководителя которых с полным правом можно считать новатором поискового движения во Льгове. До Эры Владимировны история подпольной организации «Молодая гвардия» существовала лишь в отрывочных воспоминаниях старожилов города и в книге С. А. Масленникова «Льговская республика», вышедшей в 1972 году. Это она взялась за розыски родственников юных героев, казнённых фашистами в сентябре 1942 года в рыльской тюрьме, поддерживала с ними связь, вела обширную переписку с военкоматами и архивами… И учила этому пионеров шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов прошлого века. Нам повезло, что мы держали в руках первые экспонаты музея «Молодая гвардия», ставшего одним из самых известных музеев Курской области. И мы гордимся тем, что нашими наставниками были такие деятельные и неутомимые энтузиасты, как Эра Владимировна Саможон и Людмила Ивановна Горячева – тогдашний директор Дома пионеров. О ней и её таланте находить помощников «домика» среди руководителей льговских предприятий тоже известно из газетных заметок Эры Владимировны.

А в них сообщалось, что в 1973 году началась экспедиция «Моя Родина – СССР», в которой льговские пионеры участвовали несколько лет, что год спустя Центральным штабом этой экспедиции был объявлен юбилейный комсомольский поиск. Помню, как в Доме пионеров отреагировали на это приказом: «Всем следопытам собрать материал и написать историю комсомольской организации своего села, посёлка, а отряду «Родник» – оформить районную «Летопись льговского комсомола». И написали. В Доме пионеров были написаны, кстати, летописи обеих организаций – и пионерской, и комсомольской.

А походы какие были! В Путивль, в Спадщанский лес, по изучению реки Сейм… Неистощимые на выдумки, мы обходились без путеводителей и готовых туристических схем, которые сейчас можно найти в рекламном буклете или в интернете. Маршруты прокладывали сами – недостатка в них не было, как и в желающих пройти по новому маршруту. Узнать, где берёт начало Сейм, обследовать другие реки и ручьи хотели многие кружковцы, ведь только в походе можно было стать классным рыбаком, костровым, следопытом, комиссаром отряда… Эти походы тоже описаны, сделаны снимки, оформлены летописи. За поход, длившийся три года до того самого места, где Сейм-батюшка сливается с красавицей Десной, кружковцы Льговского Дома пионеров получили грамоту Центрального штаба экспедиции «Моя Родина – СССР» за подписями знаменитых  путешественников Папанина, Сенкевича, Абалакова. Грамоту с надписью «За умение искать и находить»… Очень гордились ею, продолжая искать и находить. Именно в Доме пионеров провели паспортизацию притоков Сейма – рек Бык, Прутище и Апока. Это нашло, кстати, практическое применение: все материалы кружковцы передали в областной отдел мелиорации и водного хозяйства, отчитавшись ими об участии в другой экспедиции, под названием «Малым рекам – чистоту и полноводность».

Те кружковцы давно выросли, стали педагогами, врачами, журналистами, предпринимателями… А потом приходили в Дом пионеров просить, чтобы их детей тоже брали в кружки и походы, чтобы у них тоже было счастливое детство.

                                                                                                       …и память

Кое-кто из этих детей сейчас выполняет свой воинский долг, защищая близких, свою родину. А в здании Дома пионеров теперь Гостевой дом, двери которого по-прежнему открыты для всех. В музейной комнате – в той самой, где были первые экспозиции музея "Молодая гвардия" – есть экспонаты, рассказывающие о славном прошлом Льгова. В картинной галерее можно полюбоваться на оригинальные виды здешних мест – уютные льговские дворики, развалины княжеской усадьбы, пешеходный мост с рыбаками, старообрядческую церковь… Здесь останавливаются приезжающие на пленэры художники и другие гости города. Приезжают на родину, чтобы пройтись по знакомым улицам и вспомнить то время, когда большими были не только деревья, но и люди, их дела. Вид из окон на луг и озеро сразу возвращает в детство каждого, кто рос во Льгове. Сколько человеческих судеб связано с «домиком» нашего детства, стены которого помнят командный дух и конкурсный азарт, картофельные и капустные банкеты, встречи с ветеранами и кружковцами разных лет! Спасибо нашим наставникам за всё это – за прививку патриотизма и ощущение связи времён, за песни у костра и чай на лесных травах, за вовремя сказанное мудрое слово и веру в лучшее в каждом из нас.

Фото из фонда «Э. В. Саможон – краевед г. Льгова» архивного отдела администрации Льговского района

 

 

№: 
Рубрика: