Его именем названы улицы

30 марта исполняется 135 лет со дня рождения Александра Федоровича Непиющего. Известно о нём немного, не сохранилось даже фотографий. Во Льговском краеведческом музее есть лишь штриховой портрет этого революционера. А в книге Михаила Лагутича «Провинциальная хроника. Льгов в истории Курского края» есть статья об этом деятельном человеке и одарённом ораторе. Там написано, что родился Александр Фёдорович в городе Обояни Курской губернии в 1883 году. Окончив уездное училище, работал телеграфистом: по одним сведениям – на почте, а по другим – на железной дороге. По данным Обоянского краеведческого музея, служил он всё-таки на железнодорожной станции. Там же есть сведения о том, что весной 1906 года в Обояни был организован марксистский кружок, в члены которого вступил и Непиющий.

Вскоре он сам возглавил его, показав себя прекрасным организатором. Квартира его стала центром революционной пропаганды в уезде, а настроенные против царской власти крестьяне слободы Казацкой, сел Верхопенье и Павловка – постоянными её посетителями. В 1907 году он приобрёл тайно изготовленный гектограф и у себя в квартире печатал революционные листовки, которые затем распространялись в уезде...

В годы столыпинской реакции обоянская группа подпольщиков по доносу провокатора была разгромлена местной полицией. Александра Непиющего арестовали и отправили в Курскую губернскую тюрьму, где содержали два года. А в 1910 году сослали в Сибирь.

Освободила Непиющего Февральская революция. В газетах 1917 года сообщается, что по возвращении на родину из ссылки он «с присущей ему энергией снова включился в партийную работу». Однако архивная справка, которую приводит в своей книге Лагутич, сообщает, что наш земляк «в октябре осуждал захват власти большевиками. Весной 1918 года отошёл от работы и вёл с ними борьбу. В конце августа был арестован, раскаялся, признал все свои ошибки и выдвинут заведующим уездным отделом народного образования». Тогда же, по данным Обоянского музея, он стал членом оперативного штаба по руководству обороной Обояни и уезда.

Выжил бы он с такой биографией в 30-х годах? Этого мы никогда не узнаем, потому что жизнь Непиющего оборвалась слишком рано. Осенью 1919 года он добровольно ушел на фронт, сражался в частях Красной Армии против деникинцев, был контужен. После выздоровления в марте 1920 года вернулся в Курск, откуда был направлен во Льгов. Здесь его, прошедшего тюрьму и ссылку большевика, сразу избирают членом уездного комитета РКП(б). И здесь он тоже заведовал отделом народного образования. В Курском государственном архиве хранится документ, подтверждающий, что постановлением президиума Льговского исполкома от 3 сентября 1921 года заведующим отделом народного образования назначается тов. Непиющий Александр Фёдорович». Только работал он в этой должности всего пять месяцев…

До 1921 года Александр Фёдорович был делегатом почти всех губернских партийных конференций. А в феврале Льговская уездная партийная конференция избрала его делегатом X съезда партии. На этом съезде Непиющий впервые услышал Владимира Ильича Ленина, выступившего с докладом о замене продразверстки продовольственным налогом, много говорившего о новой экономической политике, разрешавшей свободную торговлю… О наказах вождя и решениях съезда Александр Непиющий собирался рассказать своим землякам, но этой мечте не суждено было сбыться.

Весной 1921 года страна переживала разруху. В Советской России начался голод. Газеты пестрили революционными лозунгами и призывами к борьбе с врагами, а в армии зрело недовольство новой властью. Авторитет большевиков пошатнулся. Пользуясь ситуацией, меньшевики и эсеры подняли контрреволюционный мятеж в Кронштадте, склонив на свою сторону молодых моряков из крестьян. Подавление мятежа было поручено лучшим сынам партии. И триста делегатов съезда во главе с Климентом Ефремовичем Ворошиловым, среди которых был посланец Льговской уездной партийной конференции Александр Непиющий, отправились в Кронштадт.

17 марта по тающему льду залива под ураганным огнем мятежников штурмовали крепость доблестные войска Красной Армии. В первых шеренгах шли делегаты X съезда партии. В ночь на 18 марта зачинщики были арестованы, а мятеж подавлен. Но Непиющего не было среди бойцов и командиров, поздравлявших друг друга с победой. Он пал смертью героя. Имя А. Ф. Непиющего занесено в список погибших героев штурма Кронштадта.

Его именем названы улицы в Обояни и во Льгове. Внештатный корреспондент газеты «Ленинский путь» Э. В. Саможон (ныне покойная) жила в прошлом веке на улице Непиющего, поэтому интересовалась её историей. В 60-х годах Эра Владимировна общалась со льговскими педагогами, которые помнили Непиющего и рассказывали о нём как об энергичном, талантливом организаторе. Когда же одной из наших улиц присвоили его имя? Ответ на этот вопрос даёт протокол заседания президиума Льговского исполкома от 25 мая 1921 года, который цитирует в своей книге Михаил Лагутич: «Слушали: заявление жены убитого во время мятежа тов. Непиющего о выдаче ей одной коровы молочной для семьи ввиду бедственного её положения.

Постановили: предложить Упродкому выдать одну молочную корову во временное пользование жене тов. Непиющего». В этом же месяце улица Преображенская города Льгова была переименована в улицу имени А. Ф. Непиющего.

№: 
Рубрика: