Душа на месте

С природой надо быть в ладу. Нам от неё дано немало… Особенно чувствуют тесную и неразрывную связь с ней жители провинции. Ведь именно в отдалённых уголках нашей большой страны есть неповторимый колорит русской души. Разлетаясь из гнездовья малой родины в мегаполисы, замечали ли вы,  возвращаясь погостить в родные места, что начинаете дышать как-то по-особенному легче?
– Во-о-от, – утвердительно качает головой жительница деревни Шерекино бабушка Зоя, – Это, знаешь, как называется? Душа на месте! 
За 82 года своей жизни бабушка всегда была на месте и малой родины не покидала. От неё пахнет свежим хлебом и парным молоком. Заразительная улыбка, задорный прищур и огоньки доброты в ясных, но уставших глазах, делают Зою Павловну Языкову едва ли не воплощением мудрости. У неё двое детей, пятеро внуков и трое правнуков. Сетует, что частенько путается в именах внучков. Если они обижаются, говорит: «А что вы от меня хотите, мне девятый десяток! Да и какая разница, как вас зовут? Главное, что я вас люблю!»
В деревне Зою Павловну уважают, а в последнее время вообще боготворят. Благодаря её неравнодушию  вернулся  к жизни старый местный колодец, которому по подсчетам шерекинцев, почти два века отроду. 
– Я всё время твердила, что хорошо бы его восстановить, – говорит Зоя Павловна. –  Сначала мои соседи Пузановы взялись за дело, убрали территорию. А потом я и сыну всё в уши жужжала, когда ко мне приезжал… И вот прошлым летом Валера, ничего не сказав, просто начал выполнять мою просьбу.
А что из этого получилось, бабушка Зоя показала. Взяв расписной бидон, кружку и веник (она всегда берёт веник, когда идёт за водицей, чтобы подмести территорию возле колодца), она повела меня к «месту силы» деревенских. По словам Зои Павловны, колодец для деревни всегда считался сакральным местом: водица там чистая, землица святая.
Только последние 20 лет это место захламляли, порочили бранными словами…
– Горько смотреть было, – продолжает Зоя Павловна. – Сама-то я родом из Хомутовского района, сюда переехала, когда замуж вышла. А у местных жителей с колодцем столько воспоминаний связано! Ещё прадеды их здесь водицу набирали. Представляете, сколько в себе это место памяти несёт? А что с ним стало? Скрылось в кустах, нехорошие люди там мусор бросали, матом ругались… Пословица-то неспроста нашими предками придумана: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». И настал такой момент – нам пригодилось. Водопроводная вода-то у нас какая? Пить невозможно. А на водице из колодца я и соленья на зиму заготавливаю, и вообще еду стряпаю. Да и вкусная вода, и всё, что с ней готовлю – тоже!
С этими словам мы подошли к колодцу. Чтобы иметь представление о его преображении, хорошо бы видеть, что было «до». Но, к сожалению, у местных жителей фотографий колодца, когда он был заброшенным, нет. А впрочем, фотографировать там было нечего. То ли дело сейчас… Валерий Егорович установил бетонное кольцо, обложил его кирпичом,  сделал добротную деревянную крышку, да и сам колодец теперь под крышей, держащейся на деревянных и металлических опорах, украшенных декоративными коваными элементами. Вокруг него вымощена площадка из кирпича, чтобы грязи не было. Её-то бабушка Зоя всё время и подметает. 
– Давным-давно здесь только сруб был, – уточнила Зоя Павловна. – А теперь видите: в кольце колодца сын и водоотвод специальный сделал, ручеек бьёт. Можно руки помыть, умыться. 
Бабушка открыла крышку колодца и опустила туда бидон, а затем зачерпнула водицы кружкой и протянула её мне: «Попробуй, какая она у нас!»
«И правда вкусная!» – ответила я.
– Ты пей, не бойся, – продолжила женщина. – Мы тут даже воду откачивали, чтобы дно почистить. Сделал это Максим с улицы Октябрьской, чей-то зять он, запамятовала, приезжал к родителям жены в деревню, в общем. Он на дно колодца в водолазном костюме залезал и чистил его! Хорошо тут у нас теперь, правда? Каждый раз, когда сюда прихожу, зачерпну водицы, выпью, а она такая сладкая-сладкая, студёная, чистая, как роса по утру… Выпью её и мне так хорошо становится, благодать прям. Родная водица у меня словно в каждой клеточке. Когда выпью её и с собою наберу, то обязательно говорю слова благодарности колодцу и всем тем, кто помог его сохранить и восстановить: дорогим и любимым соседям, сыну Валере и внуку Роману. И чуть не забыла, Владимир Макарцов с улицы Ленина тоже помогал – деревья здесь выпилил. Валентина Мещярикова тоже здесь убирала. Да мало кто в этом не участвовал. Из-за забывчивости могу кого-то не назвать… Я так скажу, чтобы никого не обидеть: всем, кто помогал и продолжает помогать в преображении колодца, я благодарна. Дай им, Бог, здоровья!
– Это Вам дай Бог здоровья и Вашему сыну, – послышался голос  местной жительницы Любови Молокоедовой на тропинке к колодцу. – Вот тоже пришла водицы набрать. Каждый раз, приходя сюда, добрым словом вспоминаю всех, кто такое хорошее дело для нашей деревни сделал. Сюда же не только шерекинцы приезжают, а из всех микрорайонов Льгова. А раньше, когда здесь мусор и заросли были, кто об этом месте знал? Только мы, местные жители…
– Да пусть все знают, нам не жалко! – присоединился к разговору ещё один местный житель, пришедший за водой, Виктор Пузанов. – Пускай только не мусорят и дорогу к колодцу мотоциклами и машинами не разбивают. Транспорт можно на асфальте оставить и за водой по тропинке спуститься. Мы вообще рады, что наш колодец столько «туристов» привлёк, что полезен людям стал. Только хотелось бы, чтобы люди труд наш уважали и бережно, с любовью к своей малой родине относились. Особенно много сил и времени сюда Валерий вложил. Я уж думал, что не бывает таких людей, которые просто так, без всякой для себя выгоды, делают добрые дела... 
То, как Зоя Павловна расстраивается, когда мусор тут видит или обнаруживает здесь подростков, сидящих на крышке колодца и плюющихся кожурой от семечек во все стороны, словами не передать. Об этом бабушка говорит с дрожью в голосе:
– С чего начинается Родина? С уважения к месту, где живёшь, его жителям, своему роду… Я очень хочу, чтобы молодые люди это поняли. Мне  не трудно за ними убрать. Но неужели им сложно уважать чужой труд? Неужели водица колодезная не вызывает у них чувства единения с родной землёй? Тут в тиши, среди пения птиц, пить водицу – словно к Богу обращаться. Святое место… И таких мест в деревнях и сёлах множество, только святость ту захламили, забыли, корни свои вырвали… Как достучаться до молодёжи – не знаю. Может статью вашу почитают, одумаются…

№: 
Рубрика: