Цыгане – четвёртая по численности национальность в Курской области

Курская область является многонациональным регионом, хотя подавляющее большинство жителей относит себя к русскому народу, – по данным переписи 2010 года почти 92%. Четвёртой по численности национальностью курского региона являются цыгане, уступая только армянам и украинцам. Только по официальным данным переписи, цыган в регионе 2181 (0,19%), но, очевидно, что эта цифра занижена.

Точное время появления кочевого народа в курском регионе назвать нельзя, но, по данным составителей «Военно-статистического обозрения… Курская губерния за 1850 годы», цыгане оказались в курских местах не раньше XV века, после победы над татарским игом. В «Обозрении» о цыганах говорится также следующее: «Они должны происходить от цыган или египтян (); ибо иные думают, что они суть пришельцы в Европу из Татарии и Скифии(); другие, что они по происхождению персияне, и ещё в древности должны были оставить своё отечество, в котором недоставало тогда земли для их пропитания; наконец, многие полагают ещё, что они потомки десяти еврейских племён, уведённых в плен Салманассаром, царём ассирийским…»

По данным ученых, цыгане оказались на курской земле одновременно с малороссами (украинцами) и часто им подражали, перенимая у украинцев манеру одеваться, религиозные обычаи и быт.

Если верить статистике, в середине XIX века в Курской губернии проживало 1076 цыган, что делало этот народ самым крупным неславянским этносом региона. Цыгане были артистами, музыкантами, коновалами, а также занимались перепродажей различных вещей. Больше всего цыган проживало в Обоянском, Суджанском, Курском, Белгородском, Путивльском, Корочанском, Старо-Оскольском и Грайворонском уездах. Важно учесть, что в то время значительная часть цыган не перешла к оседлому образу жизни, предпочитая кочевать.

С кочевой жизнью народа пытались бороться власти Курской губернии, записывая цыган в мещанское сословие. Так, в Обояни к мещанам было приписано около сотни цыган. Но местные мещане не хотели видеть представителей цыганского народа в своей сословной группе, – в мае 1840-го года мещанское общество Обояни решило выселить цыган из города. Причина такой нетерпимости обоянцев неизвестна. Цыгане решили искать новое место жительства, почему-то ими была выбрана Тюмень. Но в 1841-ом году выходцы из Обояни были задержаны в Перми. В полиции они заявили, что сами решили покинуть курскую землю из-за слишком высокой цены на хлеб. Пермские власти пошли на встречу цыганам, поселив их на местных казённых землях. Но табор решил не останавливаться в пермском крае, покинув регион без предупреждения.

В Российской Империи многие национальные меньшинства находились в ущемлённом положении. Толерантным нельзя было назвать отношение и к цыганскому народу. Например, цыганские таборы старались не пускать в города, тем более в губернские центры. Таборы, кочевавшие в районе Курска, облюбовали живописный холм, находящийся за чертой города. Так это место и стали называть – Цыганский бугор. Такое название сохраняется до сих пор. Цыгане постепенно отказывались от кочевой жизни, расселяясь по окрестностям Цыганского бугра. Не случайно, улица Бутко в Курске раньше носила такие названия, как улица Цыганская на Ямах и Цыганский тупик.

Рубрика: