Что будет с визитной карточкой Льгова башней Шамиля?

В России множество интересных и памятных мест, в том числе старинные дворянские усадьбы, пережившие революции и войны. Усадьба Нескучное в Подмосковье, Ясная Поляна в Туле, Марьино в соседнем, Рыльском районе… Этот список недолго продолжать, потому что большая часть уникального наследия утрачена. Те усадьбы, которые использовались под санатории и дома отдыха, пусть и в перестроенном виде, советское время пережили. Миновать же миллениум удалось не всем, в том числе и имению Барятинских подо Льговом. А ведь этот провинциальный дворец мог стать  памятником и местом паломничества туристов, войти в перечень туристических маршрутов соловьиного края и приносить доход в местный бюджет…

Не судьба

Принадлежало имение наместнику Кавказа, генерал-фельдмаршалу князю Александру Ивановичу Барятинскому (1815-1879), который уступил его своему младшему брату Владимиру. Позже оно досталось князю Виктору Ивановичу Барятинскому (1823-1904), а от него перешло его старшему сыну Ивану, ставшему впоследствии Почётным гражданином города Льгова и последним владельцем имения.

Во время Великой Отечественной войны там был госпиталь, позже – санаторий и терапевтическое отделение Льговской районной больницы. В 1996 году из-за аварийного состояния усадебных построек больницу перенесли в другое место, а сама она стала достоянием мародёров. Крупный пожар, случившийся вскорости, превратил некогда образцовую по самым высоким европейским меркам усадьбу в руины…

Сохранилась лишь башня, у которой, в отличие от барского дома, имеется статус охраняемого государством памятника архитектуры. Пока что это визитная карточка Льгова: башню изображают на сувенирах и открытках, ею часто иллюстрируют публикации о нашем городе. Трёхъярусную башенку со смотровой площадкой построил брат фельдмаршала А. И. Барятинского Владимир. На неё для совершения ежедневных намазов, как говорят, поднимался сам имам Шамиль, пленённый фельдмаршалом и гостивший у него в имении Марьино...

Многие десятилетия башня не реставрировалась и под действием времени и метеоявлений, конечно, разрушается.

Губернатор в шоке

В минувшее воскресенье во Льгове побывал Роман Старовойт. Он посетил недавно открывшийся бассейн, погулял по Красной площади, где встретился с главой города Владимиром Воробьевым… Ну а впечатлениями от этой поездки Роман Владимирович поделился с коллегами и представителями СМИ на оперативном совещании в Доме Советов на следующий день.

– Был вчера у башни Шамиля во Льгове, – начал глава региона. – Что я могу сказать? Чаща, дремучий лес и мусор. Если мы говорим, что это наша туристическая зона, то надо срочно порядок наводить. А там просто помойка. Бурелом и помойка!

– Всё больше городов в нашей области наводят у себя порядок, чтобы привлекать туристов, – заметил в ходе совещания заместитель губернатора Алексей Смирнов. – Этому может поспособствовать участие в конкурсе малых городов России. Но не всегда местные власти используют эту возможность. Многие главы городов и районов проявляют в этом вопросе пассивность, а ведь принять участие в таком конкурсе и получить дополнительное финансирование мог бы и Льгов…

От Курской области, кстати, будут поданы заявки на участие во Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений, организованном Минстроем России. На федеральные средства уже претендуют Фатеж с концепцией благоустройства городского парка и Дмитриев, где планируют привести в порядок привокзальную площадь и проспект Советских Космонавтов, а также организовать сквер Памяти и славы.

Что нам мешает?

За комментариями редакция обратилась к главе города Льгова Владимиру Воробьеву. Он сообщил, что администрация города ищет пути решения вопроса благоустройства территории вокруг башни и недопущения её разрушения, но загвоздка в том, что сама башня и земля вокруг неё не являются муниципальной собственностью. По этой причине проведение работ муниципалитетом по реставрации башни в данный момент незаконно. А в кабинете заместителя главы Юрия Гапеева нас ознакомили с содержанием двух увесистых папок-«досье» на башню Шамиля и имение Барятинских. В одной папке фотографии и исторические сведения об этих архитектурных объектах, в другой – переписка администрации города Льгова с различными инстанциями, начиная с 1997 года. Среди адресатов – комитет по культуре Курской области и вышестоящее министерство в Москве, есть обращения к губернаторам, депутатам Госдумы… Суть этих писем одна – усадьба стремительно разрушается, на её неотложный ремонт нужны средства: в 1997 году – 3 млрд. рублей, в 1998-м – 5 млрд. рублей. Но деньги во Льгов так и не пришли, усадьба разграблена и сожжена, осталась только башня…

– Нам также небезразлична её судьба, – говорит Юрий Григорьевич. – В начале года мы выяснили, что в реестре областной собственности льговская башня не значится. Возможно, в федеральной? Чтобы знать это наверняка и обладать выпиской из реестра федерального имущества, 20 января мы направили запрос в территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Курской области. После получения ответа будем искать пути решения этой проблемы.

Помогали или разрушали?

Весной 2017 года башню Шамиля штукатурила и белила инициативная группа льговчан. То была последняя «косметика» в её новейшей истории. Деньги на это благое дело собирали всем миром – откликнулись и переводили средства земляки из разных уголков страны и даже Европы. Но, с другой стороны, в результате этих и предыдущих ремонтных работ была нарушена архитектурная подлинность строения. И эту точку зрения разделяют многие представители общественных организаций, неравнодушных к историческому наследию.

– Этот объект из ряда тех, о которых говорят: «Это всё, что у нас осталось», – считает заслуженный учитель РФ и секретарь местной организации КПРФ Лариса Григорьевна Жиромская. – Поэтому вернуть башне Шамиля её первозданный вид просто необходимо. Это наш долг. Спасибо Интернету – хоть старые фото есть. Но, конечно, делать это нужно не своими силами, тут нужна хорошая работа реставраторов.

С 2010-­х годов под эгидой Министерства культуры в России активно проводится программа по восстановлению дворянских и купеческих усадеб силами частных инвесторов. В частности, существует проект, предполагающий сдачу усадеб в аренду за символическую плату при обязательствах инвестора в течение семи лет восстановить их. Здания предлагаются в частную собственность как для проживания частных лиц, так и для создания отелей и туристических баз. При этом новые владельцы получают льготы по региональным налогам на имущество и землю. К 2017 году, по данным газеты «Ведомости», для посетителей по всей стране открылось 70 усадеб. Во Льгове похожим образом был спасён особняк помещицы Стремоуховой на улице Советской. Первая изба­читальня, школа, Дом пионеров, сейчас – Гостевой дом «Льгов». Усадьбе Барятинских, увы, так не повезло…

В ТЕМУ
С 2010-х годов под эгидой российского министерства культуры в России активно проводится программа по восстановлению дворянских и купеческих усадеб силами частных инвесторов. В частности, существует проект, предполагающий сдачу усадеб в аренду за символическую плату при обязательствах инвестора в течение семи лет восстановить их. Здания предлагаются в частную собственность как для проживания частных лиц, так и для создания отелей и туристических баз. При этом новые владельцы получают льготы по региональным налогам на имущество и землю. К 2017 году, по данным газеты «Ведомости», для посетителей по всей стране было открыто для посетителей 70 усадеб. Во Льгове похожим образом был спасён особняк помещицы Стремоуховой на улице Советской. Первая изба-читальня, школа, Дом пионеров, сейчас – Гостевой дом «Льгов». Усадьбе Барятинских, увы, так не повезло…
№: 
Рубрика: