Была бы печь в порядке, а сахар будет!

Производство сахара – непрерывный процесс, требующий строгого соблюдения технологии. Остановить его нельзя даже на минуту. Малейшее отступление от правил не то что нежелательно, оно чревато серьёзными последствиями. Потому и специалисты сахарного производства – люди особенные. 

Мастера известково-газовой печи В. М. Дивина с полным правом можно назвать начальником одного из важнейших подразделений Льговского сахкомбината. Известково-газовое хозяйство… Звучит страшно, но это совсем не опасная вещь, как говорит Валерий Михайлович. Тут всё просто: работает предприятие на собственной электроэнергии, которую вырабатывает ТЭЦ, а печь газовая. И технология по большому счёту простая: камень-известняк смешивается с углём-антрацитом в определённой пропорции и подаётся в печь. Там идёт обжиг, получается известь, а потом уже вырабатывается известковое молоко. Но для того, чтобы весь этот процесс пошёл, нужно всё подготовить. Перед началом сезона сахароварения не только о ремонте оборудования и заключении договоров со свеклосдатчиками побеспокоиться, но и о заготовке привозного известкового камня. Его сначала складируют, а потом отправляют на линию пересева, где этот камень отделяется от примесей – песка, грязи, мелкой щебёнки… 

– Да, бывает пыльно, – признаёт мастер специфику работу на своём участке, – и не скажу, что всё автоматизировано. Со стороны кажется, что печь работает просто: сверху загружается, снизу разгружается… Но есть работы, которые полностью выполняют рабочие руки. Здесь вообще многое зависит от человеческого фактора. Даже больше скажу: как люди печь чувствуют, так она и работает. А у нас есть такие мастера своего дела. Оператор производства известкового молока Галина Васильевна Борисенко, к примеру, да и не только она…

У самого Дивина взаимоотношения с известково-газовой печью сложились тёплые. Иначе и быть не может, ведь в ней происходит обжиг известняка при очень высокой температуре – до тысячи градусов! Работает она круглосуточно на протяжении всего сезона сахароварения. Однако погожих дней, когда на дворе ясно и безветренно, а рядом с печью мирно шелестит своими длинными косами береза белая подруга, как поётся о ней, белоствольной, в песне, не так уж много. В такие дни можно сфотографироваться на память об очередном сезоне, который вновь проверит на работоспособность и профессионализм работников известково-газового отделения. Большинство из них, между прочим, женщины. Даже если во время экскурсии «по печи» мне этого не сказали, я бы всё равно догадалась. Стоит лишь заглянуть в бытовые помещения и сразу становится ясно: их обитатели не привыкли у печки без дела сидеть. Чисто, уютно… Тут, кстати, не только чаю попить можно, но и расслабиться, любуясь на картину с изображением берега реки, очень похожей на Сейм. Роскошная зелень, ивы у воды, полоска небесной сини… Эту живопись размером чуть ли в целую стену одной из бытовок народ считает раритетной и очень бережёт, так как написана она, как здесь уверяют, нынешним мэром города Льгова В. В. Воробьёвым. Не каждому сахзаводу так повезло, хотя комнаты психологической разгрузки наверное, есть повсюду…

– Диффузионный сок мы очищаем известью и газом, – рассказывает о важности дивинского подразделения и атмосфере в его небольшом коллективе главный технолог сахкомбината Е. Г. Жабина. – Если с этим какие-то неполадки, возникают проблемы. Мы начинаем снижать производительность, получаем некачественный сахар… Но ничего этого не бывает, если мастер печи на своём месте. А наш Михалыч – это человек на своём месте, поэтому об известковом молоке можно не волноваться. Как и о кадрах. К Валерию  Михайловичу с удовольствием идут работать, несмотря на то, что в известковом отделении очень тяжёлый труд. Там постоянно известковая пыль, а это не все выдерживают…

В заслугу Дивину можно поставить и тот факт, что его сын Михаил тоже работает на Льговском сахкомбинате. Когда-то трудовые династии в коллективе наших сахарников были нормой, а сейчас это уже редкость. Но сам Дивин заслугой эту преемственность не считает. Вполне типичная, по его словам, ситуация нового времени: молодой человек окончил институт, отслужил в армии и отец привёл его на производство простым электриком. А как ещё, если ни стажа, ни опыта? И жизнь показала, что начало оказалось удачным: через несколько месяцев сын стал мастером, а через два года – начальником электроцеха. Профессиональный рост налицо благодаря идеальным, можно сказать, условиям для молодого специалиста. Возможностей для наработки опыта на сахарном производстве немало, поскольку оно сложное, насыщенное автоматикой и электрикой. Во всё это постоянно надо вникать – так, как это до сих пор делает сам Валерий Михайлович, который научился, представьте себе, чувствовать процесс выработки известкового молока. Он уже знает, как его печь реагирует на внешние раздражители. На повышенную влажность в дождливую пору реакция более ощутимая, чем на мороз, например. А тот, кто имеет с нею дело, должен знать все эти детали и уметь предвидеть любые неожиданности, тогда работа её будет бесперебойной – как положено.

По словам мастера, это вообще-то каждый сможет, незаменимых, как известно, нет. Хотя на этот счёт я бы с ним поспорила, ведь в коллективе Льговского сахкомбината авторитет Дивина подтверждён ещё и статусом профсоюзного лидера. Сейчас в этой «первичке» насчитывается 28 человек, а когда профсоюзная организация только образовалась и председателем профкома избрали Михалыча, было всего шесть. Но главное не статистика, а тот бесспорный факт, что вступают в эту организацию люди неравнодушные. По их ходатайствам в администрацию предприятия и обком профсоюза работников АПК решаются многие вопросы. Валерий Михайлович вообще убеждён, что профсоюзная организация нужна в любом трудовом коллективе. Так, как известковая печь на сахарном производстве... И это не тоска по прошлому, а новые реалии. Время такое настало, что в защиту человека труда надо выступать, да и он сам не должен оставаться в стороне.

№: 
Рубрика: