Времена года Татьяны Цукановой

Из осенних цветов Таня делает зимние букеты, которые радуют ее и ее близких до самой весны.

Редко где даже в нашем цветущем Льгове найдешь такой приусадебный участок, чтобы 3/4 его площади занимали цветы и декоративные кустарники. А у Татьяны и Николая Цукановых с 3-го Пятницкого переулка дело обстоит именно так. Плюс во дворе красота неописуемая. У них 8 соток вместе с большим домом, но такое впечатление создается, что ты попал в большой ботанический сад, настолько насыщен тут каждый квадратный метр земли.

Зимой Татьяна, как только проснется, спешит к окнам, выходящим в сад, и только ею одной под сугробами и заснеженными многолетниками угадывается будущая роскошь цветения. Причем, она не только угадывает, но уже конкретно планирует, что и где она посадит весной. Ее она предчувствует задолго до календаря – по отрадному зуду в руках. С мыслью о весне и спать ложится.

И вот – весна… Муж (а он ей во всем помогает, землю под посадку готовит, воду подводит как можно ближе к ее дорогим питомцам, емкости для цветов от грязи отмывает) твердит: «Таня, надо поменьше сажать, уже и здоровье у тебя не то…». Но куда там! И вот первыми расцветают тюльпаны и нарциссы, потом гиацинты, потом мускари (разноцветные мелкие колокольчики).

Летом их сменяют Их Величество розы. Раньше у Татьяны было 100 кустов, сейчас – 80. Все равно не слабо, правда? Тут и плетистые, и чайно-гибридные, и парковые, и даже двухцветные. Сама она особенно любит этих красавиц насыщенно-желтого и терракотового цветов. Впрочем, и красные, и бордовые, и красно-белые ей по душе. Компанию королев пополняют пионы, в том числе на древовидном кусте, который 10 лет на участке все думал, цвести ему или нет. Татьяна уже ждать устала. Но дождалась – бледно-розовых цветов величиной с блюдце, с темно-бордовой внутренностью и ярко-желтой сердцевиной – просто волшебных! А какие у нее сортовые ирисы разных оттенков! А лилии разных цветов и сортов!

О кустах – отдельно. Тут и белая, и почти бордовая персидская сирень, и жасмин, и гортензия, и бобовник, и можжевельник. А клематисы! Их у нее 6 кустов, они тоже волшебны.

Но с особой нежностью говорит Татьяна о петуньях, которые у нее растут и в вертикальной клумбе, образуя сплошной цветущий шар в половину человеческого роста. Петуньи в горшках – главное украшение двора Цукановых. Их цвета и оттенки не перечислить. А рядом с ними – лобелия, дихондра, бархатцы, герань. И комнатная растительность (бегония, гацания) до морозов на вольном воздухе блаженствует, приобретая жизнестойкость, так необходимую долгой зимой.

Но вот со всей неотвратимостью приходит осень – печальное время увядания. Но разве может оставаться место для грусти при взгляде на астры-сентябринки, деморфотеку, хризантемы? Среди астр, кстати, был куст с цветками сиреневого цвета, которые распускались именно с первым негом и выдерживали даже приличные морозы.

Из осенних цветов Таня делает зимние букеты, которые радуют ее и ее близких до самой весны. Много она дарит подругам и знакомым – и букеты, и посадочный материал. И очень радуется, когда и у них расцветает красота. Причем, считает она, для любимого увлечения необязательно иметь много земли. Вон ее подруги Татьяна Дроздова и Людмила Прохорова умудряются делать красивые клумбы во дворе своей многоэтажки – в автомобильных покрышках!


Любовь к цветам в ней – от мамы и бабушки. Они дарят ей и настроение, и здоровье. Живые, они откликаются на ласку, уход и «делают выводы», если она кого из них пожурит за неправильное поведение. Да-да, поверьте! Исправляются и идут в рост. А грушу взять! 7 лет росла и не цвела. Таня тогда сказала мужу: «На следующую весну вырубим ее». И что вы думаете? На 8-й год капризница зацвела, как миленькая! Испугалась – не иначе…

У Цукановых и внутри дома – цветущий сад. И речь не только о букетах и комнатных растениях. Обои на стенах – в цветочных композициях и даже потолки – яркие, радующие глаз. Так они и живут – будто в Эдеме.

Татьяна не только по утрам, еще не умывшись, к своим любимцам торопится. И по вечерам, после напряженного труда, любит посидеть возле них в счастливой бездумности – просто любоваться, любоваться этой красотой и чувствовать, как отступают все тревоги и заботы, как по сердцу разливается блаженная отрада и… И жизнь прекрасна! – так ей в эти минуты думается. А ведь действительно!..

№: