Во Льговском районе началась уборочная кампания

Времена Фомина

В январе в Курске, на церемонии вручения известным людям региона «Курской антоновки», председатель СПК «Колхоз имени Черняховского» Сергей Иванович Фомин был назван Человеком года. Об этом событии «Курьер» еще тогда подробно проинформировал читателей.
А теперь мы решили побывать в этом хозяйстве, переживающем сейчас страдную пору, и узнать, как дела у Человека года и его коллектива.

День этот, минувший понедельник, как и много предыдущих, выдался очень жарким. Это во вторник хлынули дожди, принеся с собой долгожданную для нас прохладу. Но для Фомина, стартовавшего с уборкой озимой пшеницы, именно сухая жара была самое то. Он спозаранку мотался на своей «Ниве» между током и полем, на ходу решая множество вроде мелких, но таких важных в рамках уборочного дня проблем. Так что поговорить с ним удалось накоротке. Да и не любитель Сергей Иванович разговоры разговаривать.

Пока я ждала председателя на весовой, в курс дела меня ввела заведующая зерновым складом Татьяна Алексеевна Сухорева, которая в этот день выполняла еще и обязанности учетчика на весовой. Позже, сказала она, тут будут по очереди дежурить работники бухгалтерии – как и она, с 8 утра до 9 вечера. 

Татьяна Алексеевна завскладом уже 36 лет. Как всегда, ее хозяйство и в этом году подготовлено образцово к приему зерна нового урожая, которого здесь могут принять только в одном ангаре 1200 центнеров, а еще 6 помещений ждут его в полной готовности. «Первое зерно продадим, – сказала она, – а остальное полежит, подождет свою цену» (к ценам мы еще вернемся уже в разговоре с Сергеем Ивановичем).

Под началом у Татьяны Алексеевны четверо добросовестных рабочих: Мария Сергеевна Асеева, Светлана Александровна Данильченкова, Татьяна Анатольевна Грищенко и сын завскладом Максим Александрович Сухорев. Они пришли сюда после того, как в колхозе ликвидировали МТФ – кормового выпаса для коров из-за продажи людьми своих паев на сторону просто не осталось…

На весовой я неожиданно встретила героя прежних, давних, публикаций «Курьера» Михаила Петровича Дунайцева. Его приняли на сезон по основной специальности – водителем, которым он здесь до пенсии отработал многие и многие годы. Как только машину Дунайцева взвесили, он поспешил на разгрузку, а потом в поле, где вовсю работали зерноуборочные комбайны. Поле – ток его главный маршрут в эти дни, как и у других водителей колхоза. Прямо в поле с 13 июля доставляются и горячие обеды, бесплатные.

…Но вот и сам Фомин наконец освободился. Правда, наш разговор с ним то и дело прерывался теми, кому надо было с председателем срочно что-то согласовать по ходу рабочего дня, и Сергей Иванович быстро «разруливал» проблему, держа в голове каждую деталь рабочего процесса.

Всё и обо всех помнить – вообще его особенность. О ней мне рассказал, узнав, что я собираюсь в колхоз имени Черняховского, давний друг Фомина – бывший председатель колхоза «Искра» Анатолий Петрович Рогов, который сейчас живет в Гатчине под Питером (мы с ним в «Одноклассниках», являясь бывшими одноклассниками, переписываемся).

– Сергей, – подчеркнул Рогов, – помнит всех, кто с ним работал, не оставляет без внимания их, ушедших на пенсию. Про друзей и не говорю!.. Он надежный мужик, настоящий. Нашел братскую могилу своего дяди в Орловской области, цветы к ней положил…

– А как по-другому? – ответил мне Сергей Иванович, когда я передала ему слова друга. – Не будем помнить – и нас забудут… 

И в тему вспомнил родителей. Мама его, Ольга Анисимовна, артиллеристкой на войне была, решительной женщиной. Раз, стоя в карауле, генерала положила. «Стой! Кто идет?» – строго ему крикнула. А он и ухом не повел. «Ложись! Стреляю!» – крикнула молоденькая Оля и действительно выстрелила в воздух. Генерал от греха подальше припал к земле…

А отец Фомина, Иван Трофимович, был комбайнером, ему бы 100 лет исполнилось в этом году. Но умер он в 2008-м, 2 февраля. А через месяц вслед за ним Ольга Анисимовна ушла: угасла, затосковав.

Иван Трофимович, между прочим, в 1957 году убрал на своем С-4 (а это был далеко не теперешний мощный комбайн с кондиционером) 711 гектаров зерновых! Это был рекорд для всей Орловской области, а может, и по стране в то время. За успех отца тогда радовался и 9-летний Сережка, который уже год возле отцовского комбайна крутился. Так что наш Фомин – потомственный аграрий.

Правда, по образованию он экономист, что тоже важно в колхозном деле: умеет считать копеечку. Но и больше других при своей компетентности расстраивается, вникая. Например, в понедельник ему обещали подвезти горючее по 47 рублей за литр, а цена на зерно пока 10 рублей за килограмм. Попробуй похозяйствуй при таком разрыве! 
Но концы с концами он, сохранив единственный в районе колхоз, пока сводит. На производстве сейчас занято всего 25 человек, а в пору расцвета хозяйства было 305, из техники – 8 тракторов, 3 комбайна, а тогда тракторов было 40, комбайнов – 15 плюс 28 автомобилей. Две тракторных бригады существовало, две МТФ (1800 единиц поголовья, из них 600 дойных коров, средний надой молока от которых составлял 3 тысячи килограммов), 1500 овец держали, 2000 свиней, 2 конефермы на 120 голов (это данные на 1990 год). Под зерновыми было 1800 гектаров, под свеклой – 500. Средняя зарплата у людей составляла 280 рублей – при том, что буханка хлеба стоила 16 копеек, детские кожаные сандалии – 1 рубль 20 копеек, диван – 120 рублей, 150-200 рублей – холодильник, 80 рублей – стиральная машина, 140-200 рублей – телевизор… 

Эх, были времена – прошли былинные!.. Теперь на земле царят другие формы хозяйствования и другие у этих форм цели: приносить максимальную прибыль тем, кто землей владеет на правах частной собственности.

А в единственном колхозе сейчас под зерновыми 1100 гектаров. Сеют здесь озимую и яровую пшеницу, ячмень, сою, подсолнечник, гречку. Первые обмолоты озимой показывают примерно 45 центнеров с гектара.

… Мы проехали с Сергеем Ивановичем в тот солнечный день на поля №№ 9 и 10. По ним, как крейсеры по морю, ходили все три комбайна, дорожа каждой погожей минутой. Несколько минут нам уделили, покинув кабину своего новенького белорусского комбайна «Полесье», Сергей Алексеевич Ребров и его 14-летний сынишка Роман, который уже третью жатву с отцом проводит. Сергей Алексеевич – потомственный комбайнер, сын в свое время знаменитого в районе и области комбайнера Алексея Мареевича Реброва, который был в 1985 году даже делегатом на съезде Крестьянского союза в Москве, сам имеет почетные грамоты от губернатора, главы района. 

После фотографирования с председателем и короткого разговора со мной Ребровы поспешили занять свое рабочее место. А на полях сразу шло дискование. Туда, где оно пока не началось, плавно садились аисты – немного подкормиться, совсем немного, ведь потерь зерна при жатве и обмолоте практически нет…

№: