Во Льгове помнят "Блокадный хлеб"

Этот город стал символом беспримерного героизма и запредельных испытаний. Жители Ленинграда, его защитники пронесли через ад звериной жестокости врага свою честь, проявив такую решимость, которую даже представить трудно. Это испытание продолжалось 871 день! Вся воюющая страна с замиранием сердца и надеждой ловила каждое слово в сводках Совинформбюро в ожидании новостей о положении дел в городе на Неве.

Войска вермахта заняли Шлиссельбург 8 сентября 1941 года. С того момента пошел отсчёт дней осады города. Эти страшные дни заберут жизни, по разным подсчётам, от 630 тысяч до 1,5 миллиона защитников и мирных жителей. Своим подвигом Ленинград навсегда вписал в историю свое имя как образец несгибаемого упорства и воли.

Во время первого налёта авиации 8 сентября 1941 года были сожжены Бадаевские склады с продовольствием. «Сладкая» земля Бадаевских складов, с горелым сахаром вперемешку, заворачивалась в газету и продавалась на рынке. Даже обменивалась на золото в самые ужасные зимние дни голода! В период с 19 ноября по 26 декабря детская порция хлеба составляла 125 граммов. Рабочие получали 300 граммов. Это был хлеб из смеси муки, солода и жмыха.

И этот блокадный хлеб до сих пор помнит жительница посёлка Селекционный Льговского района Екатерина Михайловна Тимохина, хотя было ей к началу блокады всего три года и один месяц, а её старшему брату Мите – 5 лет и 9 месяцев. Помнит она и куски «сладкой» земли с бадаевских складов, которые размачивали в кипятке, процеживали, и как эту подслащенную воду пили… 

Воду носили из проруби в Неве. Ни света, ни отопления не было. Буржуйка, которая быстро пожирала книги, какие-то мелкие дровишки, тепла давала мало, да и выбитые бомбёжками и заткнутые подушками и кус-ками фанеры окна его быстро выдували. Так что на ночь мама набрасывала на них с братом всю одежду, какая была в квартире, оставляя только маленькие дырочки для дыхания. Но и одежда таяла – её приходилось выменивать на продукты, пока ими торговали на импровизированных рынках.

Отец Екатерины Михайловны, Михаил Иванович Андрущенко, младший лейтенант, командир взвода 559-го стрелкового полка 191-й стрелковой Краснознаменной дивизии, погиб через полгода после начала Великой Отечественной в тихвинских болотах под Ленинградом. Дочь бережно хранит память о нем, а подробные сведения собрали её покойный муж Евгений Васильевич Тимохин, который обращался в военные ведомства, и её внуки – по интернету. Да и мама Екатерины Михайловны – Лидия Алексеевна – сохранила все фотографии, письма Михаила Ивановича. С одной из них, увеличенной до портрета, Екатерина Михайловна выходит ежегодно, 9 мая, на шествие Бессмертного полка в родном посёлке.

После эвакуации из Ленинграда 27 июня 1942 года, с мамой и братишкой (восьмимесячная Сонечка не выжила), маленькая Катя попала в длинный состав, идущий на восток страны. Она помнит, как на больших станциях к вагонам подносили кипяток и выдавали что-то из еды. В Алтайский край, в село недалеко от Барнаула, они прибыли «кожа да косточки», как говорили в народе… Поначалу с другими эвакуированными (а их было видимо-невидимо в окрестных селах!) собирали, перекапывая землю, прошлогоднюю картошку, из которой мама им пекла вонючие драники, а когда стали созревать дикие огурцы и «заячья» капуста, стало полегче… 

Это уже потом, после освобождения Харькова, они уедут в Кириковку Сумской области к дедушке Алексею Савельевичу Каплуну, дети пойдут в школу, где их, блокадников, будут подкармливать жидким супчиком, чтоб не так кружилась у них голова…

Потом, по окончании школы, у нее будет учеба в Харьковском СХИ, замужество, рождение сына и приезд по направлению из института на Льговскую опытно-селекционную станцию. Здесь она проработала 35 лет старшим научным сотрудником отдела селекции сахарной свеклы, имеет 10 авторских свидетельств на выведение новых сортов этой сельхозкультуры, была награждена знаками «Изобретатель СССР» и «Победитель социалистического соревнования», юбилейными медалями к годовщинам Победы и полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. И, конечно, есть у нее самый дорогой, выстраданный знак – «Жителю блокадного Ленинграда».

Екатерина Михайловна на сегодняшний день – единственная в нашем городе и районе блокадница. Поздравления с Днём Победы и очередной годовщиной снятия блокады с её любимого города ей присылает президент Путин. Её приглашают на памятные мероприятия в Селекционный ЦСДК, в библиотеку, школу. Молодежь слушает воспоминания этой пожилой женщины, чтобы помнить. А она не может сдержать слёз, когда слышит песню «Что тебе снится, крейсер «Аврора»…

В тему
Зима 1941 года в Ленинграде выдалась очень лютой. Температура опускалась до минус 32°С. Оттепелей не было. Отрицательная температура продержалась до мая. Голод и холод принесли смерть десяткам тысяч горожан, трупы ленинградцев лежали прямо на улицах. Обессилевшие люди не могли хоронить близких и сами едва передвигались. Снабжение города и вывоз истощенных до крайности людей осуществлялся по льду Ладожского озера, под бомбами фашистов. 
Но в городе продолжали работать некоторые предприятия. Жителями Ленинграда было построено 35 километров баррикад, возведено больше 4000 долговременных огневых точек. И ещё 22 тысячи укрепленных и оборудованных огневых точек было сооружено в домах.
Попытки прорыва блокады продолжались непрерывно, но успехом они увенчались в январе 1943 года. Войскам удалось пробить узкий коридор, шириной почти 10 километров, практически по берегу Ладожского озера. За 18 дней была проложена железнодорожная ветка. Спасительные эшелоны с продуктами пошли в город. Так героический Ленинград был спасён. 
Окончательно разорвали вражескую блокаду только через год. Сокрушительным ударом в ходе Ленинградско-Новгородской операции фашисты были выбиты с позиций и отброшены на 90 километров. Эта победа значила больше, чем просто победа в сражении.
И Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб», которая идёт сейчас по всей стране, даёт возможность каждому из ныне живущих вспомнить и почтить память мирных жителей Ленинграда. Будучи окруженными врагом и отрезанными от остального мира, они более двух лет боролись за свои жизни и жизни своих близких. Пока мы помним о ленинградцах, они живы в наших сердцах. 
№: