Верная стратегия – залог урожая

У аграриев каждый год особенный. У них уже стало традицией, сравнивая очередную зерноуборочную кампанию с предыдущей, кивать на аномальные погодные условия. И этим летом им тоже можно посочувствовать. Прошедшие ливни здорово озадачили льговских хлеборобов, которым лишь в конце июля пришлось навёрстывать упущенные сроки начала жатвы. Не исключение и ООО «Льговагроинвест», где именно уборкой зерновых культур начинается самая горячая пора полевых работ. А они не заканчиваются аж до нового года! Сначала обмолот зерновых, одновременно подготовка почвы под урожай сахарной свёклы следующего года, потом сев озимых культур, затем уборка сахарной свёклы. И всё это то и дело осложняется погодой…

– Тут уж и не знаешь, будут ли когда-нибудь эти погодные условия такими, как раньше, – устало говорит о главном факторе генеральный директор ООО «Льговагроинвест» Э. Б. САЗОНОВ. – И прошлый год был тяжёлым, и этот. Не только для нас. На расстоянии сто километров – разные температуры, разные условия ведения полевых работ. Я сравниваю с грайворонским отделением нашего холдинга. Это не так далеко, в Белгородской области, однако в прошлом году нас заливало, а у них сушь стояла. В этом году – с точностью до наоборот, ну и показатели урожайности сильно отличаются… Здесь, в Курской области, тоже хватает особенностей, но две июльские недели выдались одинаковыми: залило везде и всё. Так что год действительно особенный.

– Эдуард Борисович, но теперь уже каждый год приходится быть готовыми к нестандартным погодным условиям, так?

– Более того, другого никто и не ждёт. Климат изменился, это факт общеизвестный, поэтому на благоприятную погоду уже никто не рассчитывает.

– Это, наверное, заставляет как-то иначе подходить к выбору сельскохозяйственных культур и их сортов? Может, вносить какие-то коррективы в севообороты?

– Нет, севооборот как был, так и остался у нас четырёхпольным. А вот семена приходится выбирать с оглядкой. Сортообновление происходит на основе анализа урожайности тех или иных культур за последние несколько лет. Смотрим, как тот или иной сорт выдерживает заморозки, скажем, или ураганы с ливнями, как болеет, реагирует на удобрения и обработки. Тут всё имеет значение…

– В том числе и выбор предшественников? ООО «Льговагроинвест» из года в год отличают самые большие площади сахарной свёклы, это одно из крупных свеклосеющих предприятий области. Около десяти лет назад тут даже ввели в севооборот сою, посчитав её лучшим предшественником для свёклы. Сейчас ею занимаются по этой же причине?

– Ну, во-первых, это спорно, а во-вторых, если вводить, то из-за маржинальной стоимости на рынке. Каждому надо выживать и мы – одно их таких агропредприятий. Как правило, выбор культур определяет прибыльность, экономическая стабильность, к которой стремятся все. К тому же сахарная свёкла, если говорить честно, сейчас не самая рентабельная культура, чтобы позволить себе такую роскошь – включать в севооборот что-то новое только потому, что это хороший предшественник для неё.

– А лет пять-шесть назад её называли самой прибыльной. Затратной, проблемной, но всё-таки выгодной…

– Но вы же бываете в магазинах и не могли не заметить, что цена на сахар с тех пор снизилась…

– К радости потребителей, заметьте!

– Вот только радость эту мы, сельхозпроизводители, с ними не разделяем, потому что сахарная свёкла была и остаётся самой затратной. Очень дороги удобрения, средства защиты растений, цена на солярку поднялась, а если говорить о семенах, то они вообще за валюту покупаются. Всё подорожало в разы, а цена на сахар упала! Нас это никак не радует, ведь стоимость свекловичного сырья напрямую зависит от сахара. А все вложения – с перспективой. Точнее, с отсрочкой отдачи в 7-8 месяцев. Мы же начинаем готовиться к севу сахарной свёклы задолго до того, как урожай пойдёт. Сейчас, например, готовим почву под сев свёклы в будущем году. А это уже первые вложения, если учесть расходы на ГСМ и удобрения.

– Эдуард Борисович, а как бы Вы оценили этот год? И каким видится Вам зерновой урожай 2018 года?

–  Этот год уже неудачный, потому что очень много проросшего зерна идёт. Две недели июльских дождей сделали своё дело, такое зерно – уже некондиция. Ожидаемая «валовка» – примерно 30-35 тысяч тонн, но классной пшеницы очень мало, как и оптимизма насчёт урожая-2018. Вместо оценки я бы повторил то, что часто говорят о сельском хозяйстве: «Вкладываешь много, а неизвестно, что получишь в итоге». Всё-таки это самый рискованный бизнес.

– Теперь это агробизнес и этим многое сказано. Вот в свекловодстве, например, вы «привязаны» к цене на сахар, а по зерновым культурам тоже есть какая-то зависимость?

– При планировании мы всегда ориентируемся на цены предыдущего года, учитывая, конечно, подорожание солярки, удобрений, семян… Думаю, все так делают. Но цена на зерно «вырисовывается», как правило, по уборке в Ставрополье Краснодарского края. Когда там площади зерновых убраны на 70-80%, мы уже идём в «шлейфе» этих цен. Только в этом году погода сказала своё веское слово. Очень много проросшего зерна, соответственно качеству и цена будет скорректирована.

– И последний вопрос, который я давно хотела задать. Во «Льговагроинвесте» всегда был очень слаженный, работоспособный коллектив. А в последнее время в нашей газете нередкими стали объявления о том, что сюда требуются люди. Чем это объясняется? Тоже рисками или погодой?

–  Тут, по-моему, тоже всё закономерно. Думаю, что все, с кем вы общаетесь, признают: дефицит кадров есть, он в сельском хозяйстве очень ощутим. Нужны все – от слесаря до главного специалиста. По-прежнему высок спрос на опытных механизаторов, руководителей среднего звена, да всех и не перечислишь! Мы стараемся сохранить костяк предприятия, да вы и сами это видите по объявлениям, которые мы даём в районной газете. Зарплаты у нас приличные, условия работы – тоже. Есть некоторый дефицит техники, но это произошло потому, что при продаже нашего предприятия новому собственнику часть техники забрали. А в прошлом году наш машинно-тракторный парк пополнился новыми приобретениями. И зерноуборочные комбайны купили, и тракторы, и новое оборудование… Имеющиеся у нас производственные мощности позволяют хорошо зарабатывать, но дефицит людей есть. Он есть, потому что площади наши остались прежними, а хотелось бы со временем перейти от количества к качеству, то есть на тех же площадях получать больше продукции. Это реально. Сейчас много новых технологий, позволяющих этого добиваться. Конечно, нужны вложения, под них – техника, а чтобы эта техника давала отдачу – квалифицированные кадры. Они решают всё не только в период уборочной, это не ново. Но сейчас кадровый вопрос особенно актуален. У каждого современного трактора, к примеру, очень сложное компьютерное оснащение. Тут уже не только об опыте речь, управлять такой техникой должны специалисты с хорошей инженерной подготовкой. Так что подбор кадров необходим. И объявления о том, что во «Льговагроинвест» требуются люди, мы ещё будем давать.

№: