«Солнечные дети»

Маленький Серёжа Бойко называет Ирине Владимировне буквы алфавита

Так называют этих малышей, которые, даже став взрослыми, не теряют доброжелательности к людям, доверчивости к миру, преданности тем, кто дарит им ласку. Второй год во льговской школе для детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются три таких солнечных «лучика»: Сережа и Кирилл из Льгова и Даша – из Рыльского района. Класс для них здесь был открыт по рекомендации областной психолого-медико-педагогической комиссии, потому что в нашем обществе, слава Богу, созрела потребность в обучении детей с синдромом Дауна, для которых теперь существует в календаре свой День – 21 марта

Для этих деток во Льговской школе выделили помещение с учебными столиками и зоной отдыха, где малыши (а устают они гораздо быстрее, чем ученики обычные) могут поиграть с разными игрушками. Они выходят на прогулку, трижды кушают в столовой (Даша, проживающая в интернате школы, – и того чаще). А еще они общаются во внеурочное время с другими детьми, дружат со многими (Сережа даже знает по именам и ребят, и учителей), участвуют в различных школьных мероприятиях. В прошлом учебном году, например, принимали участие в проектной деятельности со своим проектом «Травничек» (это когда из семян выращивают игрушки и потом за ними ухаживают, поливают их).

Свои травнички дети подарили мамам на 8 Марта. А в этом году у них – новый проект: Волшебные пуговки» (дидактические игры с пуговицами разного цвета, что развивает мелкую моторику, положительно влияя на умственную деятельность). Они даже изготовили из соленого теста самодельные пуговки, которые сейчас сохнут в классе на подоконнике. Скоро их пустят в дело, разместив на рисунках и другом дидактическом материале. Я уж не говорю о том, что дети освоили алфавит, четко произносят буквы, нарисованные на плакате, а Сережа даже читает по две гласных, соединяя их.

Это огромный прогресс, если учесть, что поступили эти дети в школу, будучи не в состоянии и двух минут посидеть спокойно, не умея держать ручку или карандаш, не имея навыков к игре и вообще не понимая, для чего существуют игрушки. Да что там – даже говорить не умели, произнося только междометия! И лучше родителей (а они у этих детей отзывчивые, помогают создавать в классе уют) оценить этот прогресс никто не может. Например, мама Даши, когда увидела, как ее дочь уверенно называет буквы, не могла сдержать слез...

Что же за волшебники работают с этими детьми? Одна из них – их учитель Ирина Владимировна Кузнецова, которая признается, что и сама учится вместе со своими подопечными, ведь нынешнее дело для нее – новое.

Приходится и в интернет заглядывать, и с коллегами из Курска, имеющими опыт общения с даунятами, консультироваться. Основное Ирина Владимировна поняла очень скоро: эти детки не только в большой степени метеозависимы (а потому работу с ними следует строить с учетом их самочувствия на данный момент), но и очень ранимы. Общаться с ними надо очень спокойно, доброжелательно, подчеркивает она.

Они действительно предельно ОТКРЫТЫ, как бы распахнуты без каких-либо степеней самозащиты, а значит, требуют осторожных «прикосновений».

– Мы не случайно, подбирая учителя в этот класс, остановили свой выбор на Ирине Владимировне, – говорит заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Наталья Владимировна Сотникова. – Она обладает не только профессиональной компетентностью, но и педагогическим тактом. На следующий год в этом классе будет пополнение – добавятся еще двое малышей, и за них тоже можно только порадоваться. Это – особые дети, их нельзя называть больными, умственно отсталыми. В каком-то отношении они даже превосходят детей обычных. Например, им не под силу выучить даже короткое стихотворение, но учатся читать они не по слогам, а зрительно «фотографируя» целые слова и тут же запоминая их...

Я не могла не задать моим собеседницам вопрос о том, как могут влиться в общество вот эти дети, закончив школу. Наталья Владимировна подчеркнула, что полученные здесь навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой деятельности – уже немало для них. Но в старших классах им будут помогать овладевать каким-то конкретным ремеслом, выбирая его с учетом личностных достижений того или иного ребенка на этапе начальной подготовки. Так что они, наряду с другими выпускниками школы, вполне могут пополнить ряды обслуживающего персонала в системе ЖКХ, в детских садах и медучреждениях, заниматься цветоводством и декоративным садоводством. И стать незаменимыми работниками в своей сфере, ведь исполнительность и старательность у этих детей просто поразительные!

№: 
Рубрика: