Российское предпринимательство: из мудрого прошлого через смутное настоящее в счастливое будущее

История российского предпринимательства хранит множество славных имен, в том числе целые семьи. Купеческие семьи ХVII-XIX веков были многодетными, и главы семейств старались переродниться друг с другом путём браков своих детей.

До революции 1917 года предпринимателей в России называли купцами. Это были люди, которые занимались торговлей или производством. В зависимости от размера капитала купцы делились на гильдии. Звание купца приобреталось уплатой за гильдейское свидетельство, наличие которого до 1898 года было обязательным для права торговли, а позднее лишь давало некоторые преимущества, в том числе для участия в сословном управлении.

Это были люди могучие и в жизни, и в деле, чуткие ко всему новому. Найти свой путь в жизни и преуспеть в нём – вот что отличало купеческую «прослойку» тех времен. Купцы имели возможность получить хорошее образование. И те, кто отличался пытливым умом, уделяли самообразованию достаточно времени и средств, уважая заветы отцов: страх Божий, любовь к Отечеству и милосердие к ближнему, к нищему и убогому. Благодетельствовать на полезное для них было основой основ их деятельности. Русские торговцы и промышленники на своё занятие смотрели большей частью не как на источник наживы, а как на своего рода жизненную миссию: богатство Богом дано, но Ему придётся отчёт давать, каким путём приумножил, послужил ли чьей пользе, не навредил ли кому, не обидел ли кого, был ли благодетелем, меценатом…

Русский купец дорожил своим именем. В этой среде считалось, что то «дело хорошо» и тот купец хорош, который торгует дешевле, но не за счёт обиды (низкой оплаты труда, например) работного человека. А торговцев, которые экономили на работных людях, от которых народ бежал, называли «проходные дворы». В купеческой среде всегда интересовались, каким путём сколочен капитал. Ростовщиков, откупщиков и тех, кто наживался за счёт обмана, не любили. Благосостояние купец строил, как правило, на нелёгком, кропотливом труде, осмотрительности, самоограничении, творчестве, служении русскому государству, простому люду и его нуждам. Именно этому учит вся история русского предпринимательства.

Вторая половина ХIХ-начало ХХ веков считается временем, когда многие представители деловой элиты покровительствовали развитию культуры, искусства и науки, строили больницы, богадельни, библиотеки, храмы, учебные учреждения. Выдающимися меценатами были Бахрушины, Бугровы, Морозовы, Прохоровы, К. Т. Солдатенков, В. А. Кокорев, С. И. Мамонтов, М. А. Сибиряков, И. Д. Асташев и многие другие. Причины меценатства были разными. Это осознание уникальности культуры своего народа и отличий её от культур других народов, а также обладающих своеобразием; в целях искупления греха сребролюбия (любви к деньгам и богатству и упования лишь на них); стремление с помощью заслуг в области культуры, чинов и наград выйти за пределы сословно-социальной обособленности, заслужить признание современников и потомков.

Меценатство выросло из благотворительности – социально полезного действия, направленного на материальную помощь нуждающимся, в первую очередь, на удовлетворение первичных потребностей человека и поддержание его жизнеспособности в обществе. Меценатство как самостоятельное направление выполняло миссию просвещения, сохранения духовного наследия и развития культурного потенциала страны, исторического прошлого народа. Существовали и причины, связанные с преобладанием в людях положительных нравственных качеств, таких как бескорыстие, стремление помочь, искренность, доброта, жертвенность, милосердие: вера и страх Божий за содеянное.

Характерными чертами для мецената были щедрость, скромность, дружелюбие, отсутствие честолюбия и личных интересов при государственном служении, свобода мышления, эрудированность, простота в общении и красота культурной речи в публичных выступлениях, воспитанность и знание этикета. Меценат любил литературу, хорошо знал историю своего рода и своего народа, с уважением относился к памяти своих предков и боялся гнева Божьего.

Купечество России всегда активно поддерживало идеи милосердия и сострадания, было высоко религиозно, и, понимая, греховность своего богатства (мшелоимства, т.е. болезненного вещелюбия), стремилось искупить свои грехи, стремясь делиться с обществом своими деньгами.

Многие яркие страницы в историю русского предпринимательства вписало и курское купечество, которое не ограничивалось в своей деятельности только торговлей и производством. Курские купцы были журналистами, писателями, историками, книгоиздателями (род купца Полевого, Н. Полевой), хранителями редких книг и больших библиотек (род купца Баушева), меценатами (род купца Гладкова), фундаторами (род купца Голикова), учёными (из рода купца Семенова, изобретатель Анатолий Уфимцев), основателями городов и флотов (род купца Фалеева). Курское купечество ХVII-XIX веков сделало заметный вклад в развитие не только экономических связей с зарубежными странами, но и приумножило культурные, исторические, духовные ценности России и значительный естественный прирост народонаселения за счёт социального служения.

Благодаря развитию ремесла и торговли непрерывно увеличивалось и население Курска. Так, в 1678 году в городе насчитывалось 1253, в 1742-м – 3282, а в 1795-м – уже 5663 жителя мужского пола. Большую часть жителей в 1784 году представляли купцы и мещане. Их было 8140 душ обоего пола или 46% всего городского населения.

Сохранившиеся архивные материалы говорят о большом значении Курска как важного транзитного пункта в русско-украинской торговле. Посредниками в русско-украинской торговле через Курск были главным образом купцы из Калуги, Тулы, Орла, Мценска и Волхова, иногда – украинцы и нежинские греки. Курские купцы вкладывали большие средства в строительство церквей.

Ценен вклад курского купечества прошлых веков в культурное, духовное, исторически-просветительское, социальное развитие нашей страны. Выполняя каждый свою миссию, купцы сохраняли самобытные черты и ценности национального самосознания, мировоззрения народа Святой Руси без оглядки на запад, часто с риском для жизни, жертвуя собой на благо процветания своего Отечества и русского народа.

Грамотный предприниматель приумножает не только свое личное богатство, но и создаёт рабочие места с заботой о благосостоянии своих работников и их семей (оплата труда работников такова, чтобы не существовать, а жить полноценной жизнью), строит дороги, школы, медицинские учреждения, церкви, в том числе восстанавливая ранее разрушенные, богадельни, дома трудолюбия, спортивно-оздоровительные центры. И всё это для пользования для всех без ограничений и без оплаты. Он осваивает и благоустраивает новые территории, базируясь на природно-климатических и ландшафтных условиях ведения им своей хозяйственной деятельности на полезное для всех, а не для личной наживы во вред другим. Истинный предприниматель живет по совести и со страхом Божьим, поминая после каждого своего шага о страшном Суде.

Вот что говорит жена предпринимателя из рода Прохоровых, которые имели небольшую пивоварню в Хамовниках (Московской губернии): «Не могу я молиться об успехе твоего дела, не могу желать, чтобы больше пил народ и через то разорялся». В конечном итоге купец Прохоров отошёл от разоряющего народ дела, закрыл пивоварню и занялся ситценабивной фабрикой.

Когда предприниматель работает и приумножает капиталы исключительно для личной наживы, рано или поздно Господь посылает такому предпринимателю и всей его семье тяжелые испытания. Когда производство на фабрике (ситценабивной) предпринимателя Прохорова за два года увеличилось в 10 раз, тогда случилось то, от чего его с детства старались уберечь родители. Прохоров с горечью размышлял о случившемся: «Удача мне, шестнадцатилетнему мальчику, не во всех отношениях послужила пользу. Я сделался гордым, даже против братьев грубым и неблагодарным родителям, и Бог попустил меня на беззаконие».

Гордость ума и сердца, тщеславие, грубость, высокомерие, сребролюбие, чрезмерное употребление вина, чревоугодие и, как следствие всего перечисленного, блуд, свойственны тем, кто имеет большие (излишние) доходы и накапливает большие капиталы без вклада их в общественные полезные дела.

Вспомним, что поводом к перепланировке Курска послужил большой пожар, опустошивший значительную часть города в августе 1781 года. Сообщая об этом правительству, губернатор Прозоровский писал, что «в то время истреблены огнём во всех рядах каменные и деревянные лавки, и достойное сожаления купечество, по наглости бурного пламени, спасти всех товаров не успело». Задумывался ли кто из современных курских предпринимателей когда-либо об этом? В своей предпринимательской деятельности учитывал ли уроки трагического исторического прошлого своей малой Родины? Сожалел ли когда о недобрых поступках, лукавстве или воровстве? Каялся ли в прямом или косвенном содействии уничтожению своего народа продажей «горькой» и разорением народа через продажу ему товаров первой необходимости по чрезмерно высокой цене?

О теперь немного о смутном настоящем. Из письма Администрации Курской области (исх. № КО-01-20-9921-01908 от 27.11.2020 в мой адрес) за подписью первого заместителя губернатора Курской области С. Ю. Набоко: «Муниципальное образование «Льговский район» отнесено к 4-й группе муниципальных образований Курской области… Доход бюджетов указанных муниципальных образований позволяет обеспечить только первоочередные расходы. (Это вовсе неудивительный факт, случаи пустой казны русского государства, в особенности вдали от центра были обычным явлением в истории нашего Отечества.) И далее: «Экономическое развитие характеризуется показателями развития малого и среднего предпринимательства; объемами инвестиций в основной капитал; долей прибыльных сельскохозяйственных предприятий; долей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного назначения, не отвечающих нормативным требованиям; долей населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного или железнодорожного сообщения с административным центром; уровнем заработной платы по крупным и средним организациям, учреждениям образования, культуры, физкультуры и спорта и другими показателями».

«По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Льговский район по итогам 2012 года занимал 16 место… по итогам 2018 года – 28 место, по итогам 2019 года – 17 место среди 28 районов Курской области».

А вот информация об итогах первого полугодия 2020 года: « В I полугодии 2020 года по Льговскому району объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 70,4 млн. рублей – 27 место среди 28 районов области (52% к уровню I полугодия 2019 года)».

«Хозяйствами района произведена 31,0 тонна скота и птицы на убой в живом весе (22 место) со снижением к аналогичному периоду прошлого года на 73,9%, произведено 1597 тонн молока (11 место) со снижением на 15,3%».

«В развитие экономики и социальной сферы Льговского района направлено 78,2 млн рублей инвестиций в основной капитал (24 место)…».

«Введено в действие 143 кв. м жилья – это 27 место среди районов области (5,3% к аналогичному периоду прошлого года)».

«Среднемесячная зарплата по крупным и средним организациям составила 27,2 тыс. рублей (26 место) с ростом на 4% к соответствующему периоду 2019 года (наименьшая динамика среди районов Курской области)».

«По информации, представленной территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Курской области (Курскстат), размер среднемесячной заработной платы за январь-август 2020 года по крупным и средним организациям в Льговском районе составил 25380,3 рублей…».

Число умерших с 2013 по 2017 год включительно: 90 179 человек по данным Курскстата (Курская область в цифрах, с. 17).

Результаты таких статистических данных, комплексной оценки эффективности деятельности местного самоуправления и предпринимательской деятельности показывают, что, к сожалению, современные предприниматели Курской области в большинстве своём совсем не похожи на старых русских (курских) купцов-меценатов. Они не щедры на дела милосердия, доброты, меценатства, жертвенности для общего и на полезное. Ярко проявляются в богатых курских предпринимателях пристрастие к мамоне и роскоши, к демонстративным излишествам и накопительству, вещелюбию и расточительству. Они все глядят на Запад и берут пример с иностранцев, стремясь к комфорту и цивилизации.

Проезжаешь по селу Кудинцево и видишь заброшенную полуразрушенную Христо-Рождественскую каменную церковь 1812 года и… роскошные дома-символы «золотого тельца». Народ стареет, число заброшенных домов в сельской местности год от года растёт… И такое наблюдается не только во Льговском районе Курской области. Где они, новые русские предприниматели процветающей России, почему не заявляют о себе там, где это необходимо? Утрачена когда-то процветающая русская соборность, исчезла когда-то существующая русская община. Потому и жизнь для большинства селян такая безрадостная, потому поток сельских жителей и тянется за рублём в столицу.

В качестве причин недостаточной активности современных русских предпринимателей в общественной и социальной жизни следует отметить недостаток их нравственной и духовной развитости, преобладание социального эгоизма и индивидуализма, т. е. греховная жизнедеятельность без покаяния (изменения сознания). Кроме того, утрата веры в Бога и, как следствие, недоверие к мотивам филантропической деятельности, благотворительности, отсутствие духовного просвещения и исторических примеров меценатства, т.е. историческая безграмотность. Но самое главное безбоязненность суда Божия. А между тем слово «кризис» и есть суд Божий (в переводе с греческого языка). И наступивший в 2019-2020 годах мор от неизвестной доселе болезни есть гнев Божий. Понимает ли это русский предприниматель? Что сокращение его дохода, а впоследствии, и его разорение, моры и глады есть гнев Божий как наказание за неправедную жизнь.

«В эту жизнь ты послан не для того, чтобы иметь счастье, а для того, чтобы его заслужить». Это слова Николая Сербского. Как только русский предприниматель поймёт эту простую истину, бедствия в виде мора отступят от России, начнется духовное преображение и возрождение нашего Отечества.

Патриотом необходимо быть не только в душе и на словах, но и на деле, потому как вера без дел мертва есть. «Лишь тогда, когда мы совершаем дела милосердия не от жира, не от излишества, но с сознанием того, что дела милосердия – это важная часть нашей жизни, вне зависимости от того, являемся ли мы богатыми или бедными, - вот тогда эти дела милосердия и делают нашу веру живой, ибо вера, по слову Апостола, мертва есть без добрых дел». Это слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. (Источник: Сайт Отдела по церковной благотворительности и соц. служению РПЦ «Диакония. Ру»).

Василий Александрович Кокорев (1817-1889)– крупнейший предприниматель России, экономист, банкир, меценат, коллекционер, общественный деятель и публицист XIX века. Современники называли его «русским чудом». На протяжении всей жизни он вкладывал деньги в строительство железных дорог, добычу нефти на Каспии, развитие пароходства и другие столь же грандиозные проекты. При этом интересы России В. А. Кокорев ставил превыше всего. В своём труде-завещании потомкам под названием «Экономические провалы» предприниматель призывает отказаться от слепого подражательства Западу и искать свои внутренние, национальные начала для экономического возрождения России: «Пора государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, – пишет он, – пора прекратить поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».

О том же Святитель Феофан Затворник написал еще в 1894 году: «Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам всё в толк не берётся. Завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем... Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня». Пора, господа предприниматели, возвращаться домой, в свою обитель, обитель под Покровом Божией Матери хранящуюся, обитель Святой Руси.

Екатерина ГОЛИКОВА, аудитор, кандидат экономических наук

Фото из открытых источников

№: 
Рубрика: