По зову партии – на труд и подвиг!

С интересом читаешь страницы Льговской уездной газеты «Красное знамя» за 1921 год. Вот что увековечено печатным словом о создании во Льгове уездной организации РКСМ: «День 27 декабря 1920 года отмечается как день годовщины организации РКСМ Льговского уезда. Год тому назад начали создаваться организации РКСМ. Первыми возникли Марьинская и Льговская железнодорожная, а затем городская. Что сделано за этот год? Работа, подвигавшаяся довольно успешно в зимний период, затормозилась с наступлением лета, так как молодежь была занята на полях и не имела возможность созвать первый уездный съезд РКСМ, на который прибыло 38 делегатов от 12-ти организаций, объединявших тогда более 300 членов. Съезд обсудил ряд серьезных вопросов и наметил план дальнейшей работы. 

Делегаты разъехались по местам и начали вновь организаторскую работу. Но до наступления зимы она давала неважные результаты. Полевые работы закончились, молодежь деревни стала иметь больше свободного времени, чтобы подумать о своем организационном строительстве. 

Успехи Красной Армии на фронте имели также большое значение в движении молодежи. В уездный комитет РКСМ поступали радостные известия о возникновении в разных уголках уезда все новых и новых организаций. 15 ноября был созван второй уездный съезд РКСМ, на котором присутствовали 40 делегатов от 18 организаций, объединивших около 500 членов. Этот съезд решил ряд серьёзных вопросов. 

Далее сообщалось в газете о том, что «во Льговском уезде имеется 22 организации РКСМ, объединяющих около 600 членов, 3 школы-клуба рабоче-крестьянской молодежи, несколько изб-читален, находящихся под руководством РКСМ и один военно-спортивный клуб в г. Льгове. 

За весь 1920 год организации РКСМ Льговского уезда дали около 200 человек молодежи на командные курсы, и несколько товарищей выехало на фронт». 

Далее газета рассказывала о том, что в области экономическо-правовой работы сделано следующее: сняты с работы малолетние по заводам и в городе, установлен четырёх- и шестичасовой рабочий день, который особенно было трудно проводить на железной дороге. В городе имеется одна бесплатная детская столовая. 

В настоящее время ведётся усиленная работа по улучшению жизни и быта подрастающего поколения. Препятствиями успешности хода экономической работы является то тяжелое хозяйственное положение, в котором находится наша республика». Статья заканчивалась словами: «Товарищи, члены организации РКСМ Льговского уезда, хотя наш уезд и считается по своей союзной работе сильным уездом, хотя мы и достаточно многое сделали, но от нас требуется ещё больше теперь, когда Советская Россия приступила к мирному строительству – наше участие в этом строительстве должно быть самым активным». 

В сентябре 1921 года в городе Льгове была открыта школа политической грамоты, в которой занималось 80 человек. Большинство – члены РКСМ. А если полистать пожелтевшую, истёртую подшивку нашей уездной газеты тех далеких героических дней, то там сообщается о жизни молодёжных организаций в сельской местности: «Нижне-Деревенская ячейка РКСМ состоит только из пяти членов. Она слабая количественно, но сильна качественно. Еженедельно проводит собрания, её члены три раза в неделю собираются и ведут политические занятия и беседы. Ячейка работает в контакте с волисполкомом». 

Еще сообщения: «Организована ячейка РКСМ при Цуканово-Бобрике из 10-ти товарищей. Несмотря на свою молодость, ячейка уже завоевала улицу и пользуется популярностью у молодежи». «Речицкая ячейка РКСМ. Ячейка организована 29 декабря 1922 года, проведена кампания «Комсомольцы – Красному Флоту». Проведен двухнедельник книги и газеты. По селу произведен сбор пожертвований, который дал 6,5 пуда ржи. Ячейка получает газету «Беднота». 

В 11-м номере «Красного Знамени» от 12 апреля 1922 года помещена такая информация: «Угонская ячейка РКСМ оживает. Проводит собрания по волости, организует сборы продуктов голодающим Уфимской губернии. Ячейка приступила к рукописной газете». 

Многое забылось в памяти, многих уже нет в живых. Помнил Павел Иванович Фатеев, один из первых комсомольцев села Большие Угоны, это трудное, ставшее уже легендой время. Он рассказывал о том, что «угонская» ячейка РКСМ состояла из шести человек. Первым секретарем её был Александр Григорьевич Ревенко, погибший в финляндскую войну. Членами ячейки также были брат Павла Ивановича А. И. Фатеев, А. К. Колесников, Е. Е. Чеботарев. Алексей Иванович Фатеев после войны долгое время работал директором школы. Александр Кузьмич Колесников жил в Волгограде. 

«В период подготовки и проведения коллективизации, – вспоминал Павел Иванович, – мы организовывали десятидворки, помогали выполнять налоги, займы, проводили беседы с местным населением. Ячейка временно находилась на квартире И. П. Найденкова, потом нам дали место в клубе». 

Идут годы. Всё отдаляют и отдаляют они нас от тех героических, легендарных дней юности наших отцов и дедов, о которых нам рассказывают архивные документы… 

Н. ЧЕРКАСОВ, краевед с. Большие Угоны

№: 
Рубрика: