По рекам Курской области на резиновых лодка. Юбилею Александра Невского посвящается

Каждое лето воспитанники военно-патриотического православного казачьего клуба «Спецназ» им. А. Невского отправляются на поиски новых впечатлений и приключений. Походы на велосипедах, на резиновых лодках, прыжки с парашютом, пешие прогулки и игры в разведчиков и диверсантов… Чего только не придумывает руководитель клуба, капитан в отставке Юрий Машин, чтобы мальчишки проводили лето интересно и с пользой, попутно готовясь к службе в армии. В такое невероятное путешествие давно мечтала и в этом году рискнула отправиться и автор этих строк, а также мои дети – 13-летняя Елена и 11-летний Арсений, которые поддерживают свою маму во всём!  Вместе со «спецназовцами» мы отправились в поход на лодках по рекам Усожа, Свапа и Сейм. Маршрут в 300 километров по территориям Железногорского, Дмитриевского, Конышёвского, Льговского, Рыльского, Кореневского и Глушковского районов посвящался 800-летию со дня рождения покровителя клуба Святого благоверного князя Александра Невского.

Делай как я!

В походах мы бывали и раньше. Но одно дело разбить лагерь однажды и отдыхать, и совсем другое – каждый день заново собирать палатку и всю туристическую поклажу, грузить «баулы» в лодки, а потом грести вёслами несколько десятков километров до определённой руководителем точки…

Грести никто из нас до похода не умел, но поплыли мы с горячим желанием этому научиться. Лично я дала себе установку продержаться хотя бы три дня, но с Божьей помощью нам удалось преодолеть почти половину пути, причем, умничка Арсений достиг Льговского района, а мы с дочкой сошли на сутки раньше в Конышёвском…

Подготовка к походу у нас заняла две недели: пока мама бегала по магазинам, закупая продукты и туристические «примочки» (карабины, фонарики, батарейки, верёвки и т.п.), следуя советам бывалой в походах мамы Оксаны Дубининой, сын вместе с другими «спецназовцами» изучал карту маршрута, нормы питания и правила поведения в походе. Кстати, правило №1 – не прыгать в воду с лодки (за этот проступок накажут немедленной отправкой домой и табу на все последующие водные походы со статусом «навсегда»), правило №2 – без комментариев выполнять приказы руководителя и уполномоченных им старших лиц, правило №3 – не бросать отстающих и не плыть дальше того, кто впереди и назначен руководителем. И самое главное – не подвергать опасности себя и своих товарищей.

29 мая в селе Жидеевка Железногорского района наша флотилия из 17-ти лодок была спущена на воду реки Усожа и отправилась в путь. Предшествовал этому молебен о путешествую-щих, который совершили Преосвященнейший Епископ Железногорский и Льговский Паисий в сослужении духовника клуба протоиерея Виктора Телятицкого. Провожали нас и казаки, искренне восхищавшиеся задуманным мероприятием и тем, что не перевелись на Руси мужики – пусть ещё и совсем маленькие…

Первые потери

На старте нас было 23 – 18 детей от 8 до 16 лет и пятеро взрослых. Сам Машин и четыре «боевые» мамы Светлана Кондрашова, Оксана Дубинина, Марина Корчагина и я. Последние две – новенькие… Среди детей впервые сели на вёсла Ваня Охотников (10 лет), Никита Гуторов (8 лет), Артем Косицкий (10 лет), Дарина Корчагина, Арсений и Лена Данильченко. Костяк отряда составили люди опытные – Богдан Корчагин, Алексей Кондрашов, Александр Петров, Андрей и Алексей Моненко, Алексей Моргунов, Платон Хряпин, Константин Жданов, Артем Коростелев, Степан Дубинин, Давид Деулин и Иван Татаренко.

Опытные отличались от новичков рубашками и тельниками с длинным рукавом, шляпами с широкими полями и ведрами на борту. Как выяснилось позже, пластмассовые вёдра, в которых когда-то хранилась грунтовка или клей, выполняли целых три функции: ёмкости для хранения продуктов (не намокнут и удобно достать для перекуса в пути), походного стола или стула, а ещё в них удобно набирать и нести воду из реки, например, для того, чтобы вымыть на берегу лодку или посуду.

О посуде – отдельно. Железные миска, ложка и кружка должны быть всегда под рукой, потому что разжечь костер или газовую горелку, чтобы полноценно пообедать или поужинать удавалось лишь на берегу. В отряде ходит байка про парнишку, который хотел закипятить на костре вермишель быстрого приготовления в пластиковой тарелке. Сами понимаете, что ничего из этой затеи не вышло, кроме урока на всю жизнь – пластик горит!

А в лодке мы употребляли сухпай и заваренный заранее чай в термосах. У Юрия Александровича, кстати, чай был особенный – с лимоном и луговыми травами. Им он поил уставших малышей и отчаявшихся в ожидании команды «К берегу!» взрослых. Чай этот реально бодрил, как и молитвы Пресвятой Богородице и покровителю клуба Святому благоверному князю Александру Невскому. Их, как и «Отче наш», мы читали каждое утро и в минуты особой трудности. А трудностей на пути путешествующих было множество.

Например, Усожа встретила нас упавшими на воду деревьями и заросшими речной травой корягами. Они делали и без того мелководную реку труднопроходимой. Нередко приходилось топором прорубать дорогу, а лодки перетаскивать через стволы деревьев вручную, стоя по колено в воде. Пока я пыталась совладать с непослушной лодкой (никак не хотела она идти в заданном направлении, хоть и была на буксире у главного!), Оксана Дубинина уже переправляла через завал ушедшие вперёд лодки.

… В первый день мы прошли очень мало, но устроили замечательный пикник с купанием неподалеку от детского оздоровительного лагеря в том же Железногорском районе. А пройдя еще несколько километров, мы вынуждены были разбить лагерь на лугу вблизи села Михайловка – там нас настиг грозовой фронт.

К вечеру первого дня плавания похолодало очень сильно, всю ночь и следующее утро шёл моросящий дождь. Спали в зимних куртках. Глубокой ночью я услышала детский плач. Наутро выяснилось – то был новичок Никита, который ночевал в палатке один и, наверное, испугался молнии. Позже его забрали родители, хотя парнишка уже взбодрился и домой ехать не хотел. А на исходе вторых суток из-за холода и дождя нас покинули Дарина и Марина Корчагины…

Руби, привязывай, неси!

Михайловка и проливной дождь украли у нас целые сутки, но это ерунда по сравнению с преодолением двух порогов. Первыми к ним приплыли Богдан Корчагин, Леша Моргунов, братья Моненко, Дубинины и Кондрашовы. Они дрейфовали вдоль берега с осокой и ждали решения от Машина. Юрий Александрович и капитан старшего отделения Леша Моргунов отправились на разведку, а перед этим мы верёвками обвязали все лодки и так держались друг за дружку. Тут выяснилось, что наша с Арсением лодка спускает воздух... Эх, как же не хотелось ехать домой! Выручила нас мама Оксана и её суперклей, которым латали весь путь не только лодки, но и вёсла.

Пороги оказались опасными, плыть прямо через них было нельзя. Все лодки и пассажиры эвакуировались на берег. Пришлось перетаскивать наши транспортные средства и поклажу по берегу и спускаться на воду в безопасном месте ниже по течению. Отдыхающие на противоположном берегу аплодировали, а мы двинулись дальше в путь по сигналу зелёной ракеты. В тот день доплыли до села Ратманово, казалось, устали неимоверно. Но палатки расставили. После ужина у неутомимых детей ещё были силы таскать дрова на большой костер, играть в бадминтон и тарелочку, да и просто баловаться. Занятными нам показались и три полудиких осла (папа, мама и сынок), которые вместе с табуном лошадей паслись на лугу нашей остановки. Самый смелый из ослов после душераздирающего «иа-иа» (наверное, предупреждал: «Не обижайте меня!») пришёл в лагерь клянчить лакомство. Ласка ему не понравилась, за что укусом был наказан младший Моненко. Парнишка мужественно перенес «поцелуй» осла и не заплакал.

По Свапе

Эта река, конечно, полновод-нее, чем Усожа, по берегам её немало интересных населённых пунктов, а еще коттеджи с солнечными батареями, дикие и облагороженные (видимо, частные) пляжи. Погода продолжала подводить: как только набегали тучи, становилось холодно – впору куртку надевать. О купании в реке было страшно и думать, но Юрий Александрович и большая часть детей и утром, и вечером «моржевали» с шампунем и мылом. В то же время солнце, отражаясь от водной глади, буквально обжигало наши лица и руки (вот для чего нужны шляпы с широкими полями, рубашки и перчатки!).

Машин поставил задачу нагнать потерянные в Михайловке и Ратманово километры, поэтому мы гребли изо всех сил, делая поочередно лишь санитарные остановки. Замыкающий (им чаще всего был Леша Моргунов, а после того, как он уехал домой по семейным обстоятельствам, его место занял Ваня Татаренко) расслабиться не давал: «А-а-а-рсен-и-й, поднажми! ТётьОль, ещё, ещё!» И мы нажимали, потому что было стыдно, что из-за нас, неумех, весь отряд теряет драгоценное время…

В селе Рогозна Дмитриевского района «Спецназ» по традиции сделал остановку. Мы поднялись на берег, чтобы поклониться местной святыне: в центре села стоит Крестовоздвиженский храм 1790-го года постройки, являющийся памятником архитектуры и взятый под охрану государства. Новичкам Юрий Александрович показал могилу известного русского математика, генерал-лейтенанта Николая Васильевича Христиани и его жены Екатерины Александровны. Они похоронены около храма, недалеко от алтаря. В годы революции надгробие было убрано с могилы и использовалось в качестве фундамента для построек. Позже его нашли в фундаменте одного из жилых домов села и водрузили на прежнее место. Здесь мы снова помолились и пополнили запасы питьевой воды в сельском колодце – ухоженном и чистом, а родник тут считается святым…

Из-за того, что мы нагоняли маршрут, в день проходили больше запланированного, проплывая в среднем по 40 километров. Самым тяжёлым для всех оказался переход до города Дмитриев: мы гребли двенадцать часов кряду! Малышня сгрудилась вокруг руководителя, некоторых Машин или старшие ребята брали на буксир. Не сдаваться помогали песни: гимн «Спецназа» и про Стеньку Разина…

На городской пляж мы прибыли, когда уже смеркалось. Едва расставив палатки, все попадали спать. Самые стойкие сходили на колонку по воду, и по «роллтон» на местную автозаправку. В тот вечер нас покинули Светлана и Алексей Кондрашовы. На посту остались две мамы…

Тётя-мама

Оксана Дубинина в походах «Спецназа» – незаменимый и незаметный человек. Незаменимый потому, что всем детям она реально как мама: и обгоревшее лицо кремом намажет, и лодку починит, и накормит, и досуг организует. А ещё она умеет гасить конфликты, которые то тут, то там возникали между мальчишками. Умеет держать слово, отсюда и железный авторитет у детей. Хрупкая с виду, она первой бросается тащить тяжести. Молодёжь слушается её беспрекословно, ласково называя «тётя-мама». А незаметная Оксана потому, что с руководителем она никогда не будет спорить, понимая, какую ответственность Машин на себя берёт…

В среду, 2 июня, мы прибыли на Белые Берега Конышёвского района. Там нас жёстко и впервые атаковали комары. Потеплело. Деревня эта почти полностью заброшена: живых жителей наши «разведчики» не встретили, но настойчивый лай сторожевого пса и яркий фонарь навели на мысль о том, что в деревне всё ещё кто-то живет, возможно, дачники. И здесь наконец-то стали стабильно «ловить» сотовая связь и интернет.

Хоть и была вода в Свапе ледянючей, мы с Оксаной рискнули искупаться. Поплавать, правда, не получилось, глубина реки в этом месте по колено. Еле отогрелись потом бодрящим чаем!

Ещё четыре района

А дальше стало веселее: и потеплело, и берега живописнее, и малая родина приближалась… Вот только купание в холодной Свапе меня подвело. Пришлось нам с дочкой сойти на берег на сутки раньше, чем было запланировано, – в селе Нижнее Песочное Конышёвского района. Оно расположено на левом берегу реки, а на правом – село Сныткино Хомутовского района. В этом холмистом месте «спецназовцы» бывали и раньше. Сюда и родителям из Льгова, как оказалось, удобно приезжать на «отведки». В тот вечер эта радость настигла братьев Моненко: мама и папа привезли им большой пакет гостинцев… А меня удивил большой красный флаг с серпом и молотом, развевавшийся на одном из холмов. Оказалось, он водружён над памятным камнем в месте, где воины 13-й армии в 1941 году, сохранив боевые знамена, сорвав планы немецко-фашистских захватчиков при наступлении на Москву, погибли, выполняя поставленную задачу…

Лагерь «спецназовцы» разбили на безлюдной хомутовской стороне, а в Нижнее Песочное за хлебушком наши переплавлялись на лодке… Так уплыли домой и мы с Леной (спасибо нашему дедушке Коле за «эвакуацию»). Арсений же проявил мужество и остался в походе ещё на одни сутки. Встретились мы с ним на следующий вечер на хуторе Жилище Льговского района – там, где Свапа соединяется с Сеймом.

А дальше слово Юрию Александровичу:

– В селе Капыстичи Рыльского района мы встречали гостей, там нас навестили льговские казаки. Рассказали ребятам об истории казачества, поддержали боевой дух сладостями и подарками: вручили всем тельняшки, жетоны с символикой ВДВ, отличникам боевой подготовки – рюкзаки, а ещё большую палатку. Дальше мы держали путь в село Краснооктябрьское. Это уже Кореневский район. У вновь отстроенного Вознесенского храма встретили женщин, которые убирали территорию рядом с ним. Устроили для них импровизированный концерт. К сожалению, в тот день нас покинул Платон Хряпин…

А дальше пошли вообще заповедные места! В Глушковском районе это реликтовые меловые горы и луга диких гладиолусов – памятник природы, охраняется государством.

– В Званном нас настиг сильный ливень, прятались под автомобильным мостом, а в конце пути из строя вышли сразу три лодки, тащили их на буксире, – продолжает Машин. – Но, несмотря на это, к конечной точке маршрута – селу Карыж – мы пришли на двое суток раньше, проплыв в общей сложности не 300, а 350 километров!

11-го июня «спецназовцы» уже были дома, а в православный праздник Троицы в Успенском храме села Нижние Деревеньки их чествовали всем миром. По окончании службы духовник клуба отец Виктор и атаман Льговского хуторского казачества Анатолий Полянский вручили ребятам атаманские грамоты и памятные медали в честь 800-летия Святого благоверного князя Александра Невского. Многая лета!

№: