На строительную площадку Курской АЭС-2 доставили корпус нового реактора

В Курчатов на строительную площадку Курской АЭС-2, преодолев 1800 километров, прибыло «атомное сердце» – корпус реактора ВВЭР-ТОИ, сообщили в Управлении информации и общественных связей Курской АЭС. Это важнейшее оборудование первого энергоблока: внутри корпуса реактора на этапе эксплуатации АЭС размещается ядерное топливо и протекает управляемая ядерная реакция с выделением большого количества тепла.

Корпус реактора ВВЭР-ТОИ весит 340 тонн, его длина составляет 12 метров, изготовлен он из безникелевой стали, которая не меняет свойств под воздействием радиации и при высоких температурах. Корпус способен выдерживать давление в 250 атмосфер, что выше рабочего в 1,4 раза. Это сравнимо с давлением на глубине 2,5 километра в океане.

– Корпус реактора ВВЭР-ТОИ имеет свои особенности. Например, в отличие от корпуса реактора ВВЭР-1200, в нем уменьшено количество сварных соединений с шести до четырех – исключены сварные соединения в активной зоне. Это снижает радиационное воздействие на швы и улучшает эксплуатационные характеристики изделия, что позволит после 60 лет эксплуатации продлить срок службы корпуса еще на 40 лет, – отметил первый заместитель директора по сооружению новых блоков Курской АЭС Андрей ОШАРИН.

– Производственные площадки компании «АЭМ-технологии» стали пионерами производства оборудования для энергоблоков с новейшими реакторами ВВЭР-ТОИ. Ядерное оборудование – продукт особенный, и любая новая модификация типового решения требует адаптации производственного процесса именно для такой модели. Но мы успешно справились с задачей, при этом сократив сроки выполнения отдельных ключевых операций, традиционно обеспечивая самые высокие современные стандарты качества и безопасности. При производстве реактора для Курской АЭС-2 мы впервые использовали многие современные цифровые решения и технологии. Так что ВВЭР-ТОИ можно, в определенной мере, считать и новым атомным «цифровым продуктом», аналогом которому на сегодняшний день в мире нет, – рассказал генеральный директор АО «АЭМ-технологии» Игорь КОТОВ.

Перевозка сверхтяжелого негабаритного груза представляла собой сложную логистическую операцию. От места изготовления – завода «Атоммаш» в Волгодонске оборудование было перевезено на спецпричал Цимлянского водохранилища, погружено на баржу и по воде доставлено в город Семилуки Воронежской области. Речной путь составил 1500 километров. В некоторых местах для прохода баржи требовалось углублять дно. Далее изделие преодолело еще 300 километров на специальном автотранспорте до Курчатова.

– На пути транспортировки корпуса реактора из города Семилуки до площадки сооружения Курской АЭС-2 были выполнены работы по укреплению дорожного полотна и пяти мостовых сооружений, обустроено около 1,5 км объездной дороги. Транспортировка осуществлялась на специальном автомобильном транспортере с соблюдением безопасного скоростного режима, – уточнил исполняющий обязанности директора Курской АЭС Александр УВАКИН.

– Строительно-монтажные работы на площадке сооружения станции замещения ведутся очень активно. Сейчас мы разворачиваем работы на объектах вспомогательного и обеспечивающего назначения, продолжаем строительные работы на основных зданиях и сооружениях. Задача ближайшего времени – это обеспечение готовности транспортно-технологической схемы к монтажу реактора. Установка корпуса реактора на штатное место откроет новую фазу сооружения – начало тепломонтажных работ на энергоблоке №1. Выполнение этого события запланировано на 2022 год, – сообщил вице-президент – директор проекта по сооружению Курской АЭС-2 Олег ШПЕРЛЕ.

Фото пресс-службы Курской АЭС