На сцене заменимых нет

В воскресенье отмечают свой профессиональный праздник самые жизнестойкие и жизнелюбивые люди. Пока они есть, нам есть кому не только аплодировать, но и поклониться. За то, что благодаря им мы забываем об усталости и проблемах. За то, что они, служители культуры, меняют мир, отогревая чьи-то сердца и делясь с окружающими теплом своей души. За то, что именно в таких удивительных людях мы открываем самый главный человеческий талант великого труженика. Работают-то они тогда, когда все другие отдыхают. И делают своё дело не по обязанности, а по призванию.


Некоторым из них будто с рождения предназначено связать свою жизнь со сценой, поэтому, наверное, так трудно представить себе сцену без них. Примеров тому много и вот один из них. Девичья фамилия одной известной всем льговчанки певческая – Алябьева. Однофамилица автора знаменитого на весь мир романса точно не ошиблась в выборе своей профессии и не раз побеждала в вокальных конкурсах. А после выступления на Международном творческом фестивале «Яблоки в траве» имени Николая Мельникова жюри учредило номинацию «Курский соловей» специально для неё. Этот диплом пополнил коллекцию наград Галины Голянд в 2012 году, хотя она давно заслужила так почитаемое в народе «соловьиное» звание многочисленными выступлениями на концертных площадках нашего района и области.

Природа щедро одарила её. В ней удивительно сочетаются и природная красота, и женская мудрость, и волнующий тембр необыкновенно яркого и сильного голоса. Ему подвластно, кажется, всё – эстрадные и лирические песни, романсы, джазовые композиции… Зрительских симпатий на долю этой певицы выпало столько, что иные «звёзды» позавидуют. Но мало кто знает, как она волнуется каждый раз перед выходом на публику, да и вообще редко бывает довольна собой. Эта требовательность, иногда даже придирчивость к себе, наверное, и заставляла расти. Хотя сама она о своей певческой карьере говорит просто: «Я живу этим. И ни разу не жалела, что связала свою жизнь с музыкой». 

А с музыкой она связала себя, когда поступила в музыкально-педагогическое училище по специальности «Музыкальное воспитание». Во Льгов она, курянка, попала, можно сказать, случайно. Но как раз здесь оказались все условия для приложения сил и способностей молодого педагога. Во Льговской средней школе № 1, где она начинала в 1979 году и где работает до сих пор, было целых три хора – младших классов, старших и хор мальчиков. Она руководила ими, вела репетиции и уроки пения, не отказываясь и от приглашений выступить в районном Доме культуры или где-то ещё… Откуда силы брались, как она выдерживала такую нагрузку? Тогда, в молодости, Галина Викторовна такими вопросами не задавалась. Работала и всё. А то, что петь – это самая трудная работа, почувствовала много позже, когда первый инфаркт случился… Но вспоминает она сейчас не об этом, а о счастливых периодах работы с оркестром народных инструментов преподавателей Льговской музыкальной школы, с духовым оркестром Льговского РДК и другими коллективами, куда её приглашали солировать в разные годы.

– Мне повезло в том, что моя творческая судьба сложилась во Льгове, – говорит Галина Викторовна. – Я всегда чувствовала себя хозяйкой своего репертуара, хотя подбор его был и остаётся делом очень непростым. Но мне посчастливилось работать с такими замечательными музыкантами, как Александр Селезнёв, Светлана Триколич, Виктор Сериков, Александр Егоров… Здесь я встретилась с талантливыми поэтами. С литературным объединением «Тополь» я дружу давно, с удовольствием общаюсь с членами этого особенного сообщества, участвую с ними во многих мероприятиях. Это очень много даёт, в том числе и повод для гордости. Когда нам доводилось выступать на конкурсах и фестивалях областного уровня, каждый раз кто-нибудь из членов жюри говорил, что Льгов – это особая культурная среда. Всегда, во все времена, его что-то отличает, а льговские исполнители умеют удивить любого…

Умеет удивить и сама Галина Голянд. Вне сцены – своей скромностью. Мне пришлось долго уговаривать её встретиться ради этой статьи в местной газете. Оказывается, ей всегда неловко, когда её называют певицей, потому что певица в её представлении – это нечто другое. Себя же она исключительной не считает, а причисляет к известным у нас во Льгове вокалистам, у каждого из которых тоже есть свой репертуар и соответственно – свои поклонники. Даже сольные концерты в юбилейные годы она организовывала не сама, а по настоянию Селезнёва, с которым её связывают десятилетия плодотворной работы. «Знаешь, – говорил он, убеждая её подготовить такую концертную программу, – тебя ведь очень много людей хотят поздравить. Больше, чем ты думаешь. А где ещё они смогут это сделать?..» Сейчас она благодарна Александру Васильевичу за эти концерты и плодотворную работу с ним. А ещё за песни, которые он написал специально для неё: «Вальс золотой» на стихи Раисы Сологубовой и песни о Льгове – на стихи Валентины Иноземцевой, Игоря Попова и других наших поэтов. 

Этот цикл льговских песен стал для Галины Викторовны таким же любимым, как и романсы. Среди последних тоже есть дорогие для неё – из кинофильмов «Петербургские тайны» и «Жестокий романс», например. Но песни о Льгове, которые «гуляют» по Интернету, стали, как показывают цифры просмотров, классикой. Не только благодаря исполнительнице, после которой спеть лучше, кажется, уже невозможно. Видеоряд в «Песне о Льгове», к примеру, просто замечательный, и воспринимается в бескрайнем виртуальном пространстве, судя по отзывам, не как любительский ролик, а как хорошая авторская работа. Самой Галины Викторовны, кстати. И думается, не последняя, ведь с недавнего времени эта певица, которая не считает себя такой, сама стала писать песни на стихи льговских поэтов. Узнав об этом, её подруга из Курчатова стала «подбрасывать» ей тексты для композиторских опытов.

Но эти песни, как говорит Голянд, пока для камерного исполнения. Хотя я лично уверена, что публика их ещё услышит. Потому что в основе всего лежит труд. Этому Галина Викторовна учит своих учеников, многие из которых состоялись как вокалисты благодаря занятиям в её студии. А их наставница сама всегда была и остаётся достойным примером для Анастасии Шатохиной, Галины Ямпольской, Ольги Котовой, Златы Примаковой… Да можно ли перечислить всех тех, кого она ввела в мир прекрасного и заразила своей искренней любовью к музыке?

На сферу культуры и кино в 2018 году выделят почти 93 миллиарда рублей

«Мы все понимаем ту огромную роль, которую играет культура в развитии России, в укреплении её авторитета, влияния в мире да и в сохранении целостности нашего государства и национального суверенитета. Культура наряду с образованием, просвещением формирует человеческий капитал нашей страны. Это часть нашего исторического кода, национального характера».

Владимир Путин

 

№: 
Рубрика: