Льговский предприниматель - это звучит гордо!

На празднике в Курске, посвящённом Дню работников торговли, где вручали награды лучшим, побывали немногие, ведь те, кто занимается торговлей, – народ занятой. Двоих льговских предпринимателей – Надежду Данилину и Алексея Титяева – глава райадминистрации Сергей Коростелёв поздравил с праздником позже. И вручил им Почётные грамоты комитета промышленности, торговли и развития малого предпринимательства Курской области за высокий профессионализм и успехи в труде! Этой награды удостоены все, на ком держится нынче торговля… Впрочем, как прокомментировал эту новость один наш подписчик в соцсетях, не на предпринимателях держится нынче торговля, а на торговле – предпринимательство. С этим можно поспорить, но, думаю, и тут всё зависит от человека. 

Предприниматели – люди особенные. Они всегда при деле. Иначе никак. Дело-то своё, к тому же остановиться на этом пути никак невозможно. Предприниматель сам себе начальник и подчинённый, сам платит себе зарплату, а государству – налоги. Что же касается секретов ведения бизнеса, то их, как водится, не выдают. Каждый постигает сам – что преодолеть, а что обходить стороной… Всё приходит с опытом. Он же подсказывает, что открывать своё дело лучше не в селе, а в городе. Там и населения побольше, и конкуренция здорово стимулирует. О тех же, кто не ищет лёгких путей, есть поговорка из новых: трудолюбивее предпринимателей могут быть лишь сельские предприниматели. 

По виду они ничем не отличаются от городских коллег по предпринимательскому цеху. Тут срабатывает единый для бизнес-сообщества закон: работает много, а выглядит отлично! Взгляните на эту красивую и вполне современную женщину. Говорит она уверенно, на вопросы реагирует мгновенно, формулирует мысль точно, решения принимает обдуманные. Такая даст фору многим жительницам мегаполисов своей стройностью и умением держаться, общаться с поставщиками и покупателями, вести бухгалтерию и домашнее хозяйство… Откуда всё это? А профессия такая – обязывает! 

Выбрать её Надежду Валериевну, можно сказать, жизнь заставила. Выросла она в посёлке Селекционный, в семье научных работников. Отец работал на Льговской опытно-селекционной станции зоотехником по племенному делу, а мама – научным сотрудником отдела селекции зерновых культур ЛОСС. Отец умер, когда Наде было 12 лет, так что она с детства знала, что такое вести домашнее хозяйство, трудиться на огороде и думать не только о себе. Мама во всём её поддерживала. После окончания школы Лариса Андреевна сказала дочери: «Делай то, к чему душа лежит, чтобы потом не жалеть, что не попробовала». И повторяла потом эти слова не раз…

Надежда выбрала торговлю, поступив в Курский техникум потребительской кооперации. Ей ещё тогда хотелось, чтобы в родном посёлке все товары были в шаговой доступности, ведь развитая, оживлённая торговля в той местности, где ты живёшь, – это такой же признак цивилизации, как хорошая дорога и наличие спортивной площадки, например. А ещё так и тянуло попробовать работать по-новому! В конце 90-х годов, когда она получила диплом об окончании Московского института экономики и права, только-только появились частные предприятия. А купля-продажа была единственной реальной возможностью зарабатывать себе на жизнь…

В этом году Надежда Валериевна отпраздновала двадцатилетний юбилей в бизнесе. Давно остались позади первые трудности, бессонные ночи, бесконечные счёты-пересчёты и сомнения. Прежде чем у неё появились собственные торговые площади, без них не обошлось. Начинала-то она в 1994 году простым продавцом сельхозпродукции на селекстанции, затем продавцом продовольственных товаров в селе Большие Угоны в магазине своей родственницы Светланы Викторовны Данилиной. У неё и научилась главному: в торговле решающий голос за потребителем, на него надо ориентироваться, а не на пресловутый рынок… А с 2000 года начала новый отсчёт в жизни – свой! 

Своё дело она открыла тогда, когда уже не было проблем с приобретением нужных товаров. Хотя поначалу было сложно. Сразу стало ясно, что прежде чем что-то получить, нужно что-то вложить. Надежда занимала деньги под проценты, ездила на оптовые склады за товаром сама. Часть выручки шла на погашение долга, остальные деньги опять вкладывались в товар… Но уже тогда она оценила плюсы: оптовые базы и ассортимент товаров позволяли делать закупки с учётом качества, цен и покупательского спроса. Ни дефицита, ни очередей, только здоровая конкуренция, способствующая развитию торговли. И реклама – её двигатель! На неё, как выяснилось, работают и сарафанное радио, и сам предприниматель… 

Сейчас у Данилиной свой магазин в посёлке Селекционный. Вот уже тринадцать лет он выдерживает конкуренцию с двумя такими же, тоже продовольственными. Это не просто, ведь у его хозяйки ни выходных, ни отпусков, да и трудовые будни далеко не безоблачные. Опыт помогает, но для успешной торговли, по её словам, опыта и энергии мало. Нужно следить за рынком и нормативной базой, в магазине должны быть и кассовые аппараты, и доступ к интернету, и спецодежда для продавцов… Ездить за товаром самой теперь не нужно – есть поставщики. А вот учёт и отчётность усложнились. Они-то в электронном виде, но объём их немалый. К тому же в законодательной базе и нормативных документах всё время что-то меняется, а информирование предпринимателей происходит в режиме онлайн. Надо отслеживать, ведь незнание законов не освобождает от ответственности… И постоянно пополнять этот багаж знаний, чтобы быть готовой к проверкам. О них, конечно, предупреждают и Роспотребнадзор, и налоговая инспекция, и Росалкоголь, но требования к качеству продовольствия, условиям его хранения, срокам годности и многому другому растут год от года.

– Трудность в том, что к малому бизнесу в сельской местности требования те же, что и к сетевикам, – говорит Надежда Валериевна. – Никто не делает скидок на то, что покупательский контингент ограничен и уровень доходов в посёлке или деревне, прямо скажем, скромный… С другой стороны, это правильно. И товар в таких магазинах должен быть свежий, и разные группы товаров должны храниться в разных холодильниках, и ассортимент достаточный, чтобы покупатели не чувствовали себя в чём-то обделёнными. Тогда торговая точка будет посещаемой, привлекательной для населения...

А у её хозяйки, добавим от себя, появится больше времени для себя. Для себя – это значит для детей, кухни, спорта… Это уже для души, как говорит Надежда Валериевна. Муж и сыновья её вдохновляют, кухня – больше хобби, а посещение фитнес-центров в Курске… С одной стороны это тоже труд, с другой – очень добавляет настроения, бодрости и удовлетворения собой. Поэтому время для спорта у неё находится всегда. Профессия такая – обязывает быть в форме!

Рубрика: