Льговский лекарь...

Так он сам говорит о себе, сославшись на миниатюру сатирика Михаила Задорнова. Помните, как у того: «Я лекарь от слова «лечить», а не врач от слова «врать»? Ну врачи, положим, не все врут, но тем не менее…

– И что обо мне писать? – сказал он мне в начале нашего разговора, который я давно ждала с этим человеком. – Меня и так все знают…

Оказалось, есть что. И многое...

Существуют люди, жизнь которых можно с полным основанием, не боясь впасть в пафос, назвать подвижнической. Они, как правило, делают свое нужное и важное дело тихо, даже незаметно, за официальными наградами не гонятся. У них другая слава и свои награды: любовь и признание тех, кому помогли, а многим и жизнь спасли, как врач-терапевт, а также врач ультразвуковой и функциональной диагностики Льговской ЦРБ Валентин Георгиевич Коновалов.

А ведь становиться таковым не собирался… Да-да, заканчивая во Льгове среднюю школу № 3, он о Курском мединституте думал в третью очередь. Но именно туда поступать ему посоветовала мама – журналист, прозаик, поэт Анна Александровна Реброва (о ней речь впереди). Она-то и сказала тогда: «Ты всегда будешь нужен людям». Сам же Валентин с детства увлекался техникой, любил и умел делать разные схемы своими руками, что в нём осталось и по сей день. А еще его руки – руки музыканта. Он с отличием закончил Льговскую музыкальную школу по классу фортепиано. Но ни в политехнический, ни в музыкальное училище, как планировал поначалу, не пошёл. И не пожалел об этом. Что же касается технически-музыкальных навыков, то они ему пригодились в жизни, чрезвычайно обогатив её, эту жизнь…

Итак, в 1982 году он с красным дипломом закончил Курский «мед» по специальности «Лечебное дело». Учёбе отдавался со всей страстью и увлечением, как он вообще всё делает. Ему предложили (не сам добивался!) аспирантуру, но, проучившись в ней год, Валентин Георгиевич почувствовал, что его влечет именно практическая медицина. О ней он уже к последним курсам мединститута знал не понаслышке: подрабатывал фельдшером «скорой помощи» в Курске и во Льгове. А в 1983 году был принят врачом Льговской терапевтической больницы. Поскольку он хорошо разбирался в кардиограммах, ему подошла и должность врача функциональной диагностики. Коллектив этой больницы, располагавшейся в бывшем санатории, он считает лучшим в своей жизни, а её тогдашнего главврача Зою Викторовну Тюпову – образцом интеллигентности, порядочности, душевности и женской красоты. Какие розы цвели на ухоженной территории той больницы...

Будни доктора Коновалова

О, еще совсем недавно они были сверхнасыщенными! Долгие годы он проработал заведующим терапевтическим и кардиологическим отделениями ЦРБ, параллельно являясь врачом-рентгенологом и функциональным диагностом. По кардиологии и терапии имел высшую категорию (по терапии она у него была до мая нынешнего года, но подтверждать её по состоянию здоровья и ввиду ненужности для него всего этого он уже не стал). По три ставки на себе тащил! И работу свою всегда любил. Считает, что кардиология, при правильной диагностике и лечении (а он в этом настоящий профессионал) даёт возможность даже пожилым пациентам подольше пожить на этой земле в добром здравии.
Сейчас у него не та нагрузка. Теперь вот сам серьезнейшую операцию на сердце перенес в одном из столичных центров, по квоте… Но всё равно, имея право находиться в стационаре терапевтического отделения два часа, он задерживается там на целый рабочий день. Люди идут и идут за консультациями, да и оформление разной документации время съедает. Такой вот конвейер под названием «Оптимизация здравоохранения»! С ностальгией вспоминает он времена, когда во Льгове работали 180 коек в санатории, действовали железнодорожная больница, небольшие стационары в селах района. Страховая медицина – это раковая опухоль на теле здравоохранения, убеждён он. Вместо обеспечения квалифицированного бесплатного лечения широких масс населения, как задумывалось, она обернулась различными бумажными придирками со стороны страховых компаний, которых квалификация врачей интересует меньше всего. Они строго следят, сколько ставок те получают и соблюдаются ли стандарты лечения, то есть не передерживают ли пациентов в стационаре больше положенного по этим стандартам времени, даже если врач считает, что лечение надо продлить. Если что – штраф на больницу, как обух на голову…

Но, несмотря на эти жесткие рамки, буквально бьющие врачей по рукам, в нашей больнице, говорит Валентин Георгиевич, немало преданных своему делу специалистов, врачей по призванию. Он называет такими заведующих хирургическим отделением Н. Н. Гуляева, травматологическим – С. И. Чиркова, его супругу, районного гинеколога Е. В. Чиркову, заведующую терапевтическим отделением С. В. Беловскую, некоторых других. А образцовыми врачами считает отошедших уже от дела, отдав ему все свои силы и здоровье, травматолога от Бога А. Г. Егорова и участкового терапевта И. Я. Назарову…

«Маленькая девочка среди больших людей… 

… она будет молчаливой и ничего не потребует». Такую запись обнаружил Валентин Георгиевич, разбирая беспорядок в бумагах своей матери после её смерти. Между ними давно установилась удивительная духовная близость! Хотя по характеру они были очень разными: он – педант, у которого все по полочкам, а она – натура порывистая, эмоциональная, жившая распахнутой миру и отдававшая всю себя своим близким. Не до систематизации своего архива ей было…

Вчитавшись в листочки и клочочки, исписанные родным почерком, перебирая газетные вырезки со статьями и стихами Анны Александровны, Валентин Георгиевич понял: все это не должно пропасть, кануть в Лету!

Он приобрел компьютер и стал систематизировать архив матери, набирать тексты, немало добавляя от себя. Так родилась первая книга А. Ребровой «Я выйду из ваших дней», напечатанная еще во Льговской типографии (редактуру ему тогда помогла осуществить Тамара Дмитриевна Шикова, с семьей которой он дружен до сих пор). Но много материала осталось за её рамками. Валентин Георгиевич готовит и спустя время издает вторую книгу – уже в Курске. Теперь редактором и корректором выступает он сам, проштудировав массу справочников по стилистике и грамматике русского языка. Наконец, в прошлом году, уже в московском издательстве, выходит целый фолиант, прекрасно изданный и, уверена, очень дорого ему обошедшийся. Но его это обстоятельство не остановило. Зато теперь творчество матери представлено людям во всей его полноте. И не только оно. Валентин Георгиевич проследил в этой книге историю своего рода, то есть рассказал о людях, на примере которых просматривается история страны. Поэтому работа его выходит далеко за рамки внутрисемейной хроники. 

Как он находит время?!

Этот вопрос возник у меня давно, еще на стадии прочтения второй книги (нам, журналистам, как никому другому, известна затратность по времени подобного рода усилий, а ведь они у Коновалова шли параллельно с чрезвычайной загруженностью лечением пациентов, которые даже на дом к нему на консультацию и обследование приходили и приходят!).
Оказывается, этот удивительный человек умеет находить время. Он ведь не только книги подготовил. Я получила в подарок от него несколько дисков с видеоматериалами, объединенными названием «Река времени». Эти фильмы он начал создавать давно, используя фотографии, кусочки видеозаписей семейной кинохроники разных лет. В них еще живы мама и отец, они говорят, двигаются. А их трое сыновей совсем подростки… Запечатлены и другие милые любому сердцу факты семейной истории, а также дивная природа наших мест и тамбовщины, откуда родом Валентин Георгиевич. 

Есть на дисках и музыка – его песни на стихи матери, дочери Валентины, замечательных поэтов, ведь наш герой не только музыкант, но еще и талантливый композитор. Кстати, это теперь он имеет вполне профессиональный клавишный синтезатор – цифровое пианино «Ямаха», а начинал с того, что сам спаял... 

Он очень близок по духу со своим средним братом Всеволодом, живущим в Тамбове. Тот, правда, не разделяет увлечение Валентина ещё в недавнем прошлом активным отдыхом на природе, включая спуск по рекам на байдарках. Но любовь к видовой фотографии и съёмке у них общая. Кстати, это Валентин Георгиевич подарил брату, «певцу тамбовской природы», как он его называет, видеокамеру и хороший фотоаппарат «Canon» (тот уже пенсионер, а какие у пенсионеров деньги?!).

Сын Иван и другие…

Уже в 56 лет, обретя наконец счастливую семью с милой умницей Наташей, Валентин Георгиевич родил сына. Теперь четырехлетний Иван, завидя отца на пороге, уставшего, измученного, бежит навстречу с мячиком: «Давай играть!». И усталость куда-то улетучивается…

Нежной заботой и поддержкой окружена взрослая дочь от второго брака Валечка, которой отец купил в соседнем доме квартиру.

– Дети – это наполнение моей жизни, – говорит Валентин Георгиевич. – И потом именно близкие люди дают тебе силы, спокойствие и, если хотите, умиротворение.
Сейчас он отдохнул после операции, восстановился. Конечно, бывает утомление, но это, считает, явление временное. А по большому счету жизнь прекрасна!

№: 
Рубрика: