Курская битва: как это было. Южный фас

Продолжая свое путешествие по местам сражений Курской битвы, журналисты «Курьера» 12 июля, в годовщину, пожалуй, самой жестокой в мировой истории танковой битвы, побывали в поселке Прохоровка Белгородской области. Здесь находится государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». Он был основан в 1995 году по указу Президента и включает в себя мемориал и места, где проходили основные события танкового сражения в ходе битвы на Курской дуге летом 1943 года.

Этот день для жителей поселка, а ранее станции, названной в честь инженера-путейца В. И. Прохорова, отвечавшего за её строительство, особенный. Улицы и мемориалы поселка заполняют реки людей – гости из разных регионов нашей страны и иностранцы. Они приезжают, чтобы принять участие в торжественно-праздничных мероприятиях, посвященных очередной годовщине Прохоровского танкового сражения. Так было и в этот раз.

Утром у памятника Победы «Звонница» состоялся торжественно-траурный митинг памяти, где официальная делегация возложила цветы к памятникам. После митинга для всех гостей впервые прошел Парад духовых оркестров России «Первый салют Победы».

И впервые в парадных расчётах на Прохоровском поле прошли более 850 (!) музыкантов в составе 29 оркестров. Также своё мастерство продемонстрировали три десятка вокально-инструментальных коллективов белгородчины.

В самой Прохоровке торжества продолжились на танкодроме, где состоялась показательная реконструкция захвата населенного пункта в современных условиях с участием 3-й Висленской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова второй степени мотострелковой дивизии (г. Валуйки), и по традиции прошел парад военной техники.

Раненая память

Если вы когда-либо приедете в Прохоровку, не забудьте посетить музеи «Третье ратное поле России» и Музей бронетанковой техники. Здесь есть на что посмотреть и чему удивиться. Попадая на территорию музейного комплекса, психологически перестраиваешься и оказываешься в атмосфере величия подвига и благодарной памяти потомков.

Музей «Третье ратное поле России» распахнул свои двери 2 мая 2010 года. Площадь музейного комплекса – 5000 квадратных метров. Он представляет собой единый архитектурный ансамбль с Петропавловским храмом и культурно-историческим центром «Третье ратное поле России «Прохоровское поле». Архитектурной доминантой при этом является храм Первоверховных апостолов Петра и Павла. При входе в музей установлены шесть стел. Благодаря  информации, размещённой на стелах, снова и снова прочитываешь выполненную в камне книгу о Курской битве. За зданием музея – тоже всё необычно. Здесь представлен фрагмент советских и немецких оборонительных укреплений, состоящих из траншей, окопов, ходов сообщений между площадками под орудия и укрытием для танков. В систему окопов вписан блиндаж. На территории советских окопов реконструирован наблюдательный пункт. Прошлое и настоящее хранят музейные коллекции, насчитывающие около 20 000 экспонатов. Фотографии, документы, плакаты, листовки, награды, оружие и другие реликвии рассказывают о людях, оставивших яркий след в истории.

Полтора года назад в Прохоровке открылся новый объект музея-заповедника «Прохоровское поле» - «Музей бронетанковой техники». Его общая площадь составляет 2830 квадратных метров, экспозиционная – 1500 кв.м.
Основная цель расположенной в четырех залах экспозиции – воссоздание полной картины развития и истории танкостроения от периода античности и до наших дней.

Большое внимание уделено навигации – настенной, напольной, звуковой, световой. Восхищает и архитектура залов, между которыми отсутствует жесткое разграничение, что позволяет прочувствовать переход одной эпохи в другую.
Конечно, мы не могли пройти мимо инсталляции «Танк Т-34». Она представляет собой комплекс разноплановых объектов. «Рисующая рука», благодаря которой  появляется чертеж, выходящий из белой стены, далее схема танка постепенно переходит в белый макет, воссозданный в масштабе 1:1 и подвешенный к потолку. Макет танка экспонируется в разрезе. Специально для просмотра макета и получения информации о его составных частях организована смотровая площадка на уровне 1,2 м. Управляя встроенной сенсорной панелью, можно  воспроизводить движение частей танка, посмотреть общую видео-хронику.

Суровые «игрушки»

Одной из «изюминок» в Прохоровке была выставка современной военной техники и вооружения. Среди представленных единиц – командно-штабная машина Р-149БМР «Кушетка-Б», предназначенная для обес-печения управления и связи командным, оперативным и инженерно-техническим составом в звене «бригада-полк-батальон». Оборудована радиостанциями КВ и УКВ диапазонов, аппаратурой конфиденциальной связи и передачи данных. Оснащена персональными компьютерами, которые, взаимодействуя с техническими средствами связи и навигации, позволяют осуществлять набор, отображение, регистрацию, обработку информации, хранение и ведение баз данных, а также определение местоположения машины на местности и автоматическое отображение координат на электронной карте.


БТР-82А – с повышенной защищённостью, достигнутой благодаря использованию противоосколочной защиты из многослойного синтетического материала типа кевлара на внутренних поверхностях корпуса.

Для уменьшения негативных последствий от взрывов под колесами или корпусом полы застелены противоминными ковриками, представляющими собой многослойное резиновое покрытие, слои которого обладают разными свойствами. Кроме того, сиденья экипажа и десанта выполнены на специальной подвеске, которая снижает влияние энергии взрыва. Огневая мощь повышена за счет установки унифицированного боевого модуля с электроприводами и двухплоскостным стабилизатором вооружения. В качестве основного оружия в боевом модуле использован 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ. Система питания: КПВТ – единая лента на 500 патронов, ПКТМ – единая лента на 2000 патронов. В унифицированном модуле возможна установка и других видов артиллерийского вооружения.

Бронеавтомобиль «Рысь», предназначенный для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур.

Обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.

Также было представлены военные версии автомобилей КамАЗ, 122 мм артиллерийское орудие, были расположены два мобильных центра, рядом с одним из которых можно было примерить боевую экипировку Российских вооружённых сил «Ратник-1» и подержать в руках настоящее боевое оружие, стоящее на вооружении нашей армии. Посетители выставки встречали время от времени облачённых в полный боевой комплект «вежливых людей», с которыми мог сфотографироваться или пообщаться любой желающий. А для заинтересовавшихся был организован мобильный призывной пункт, где можно было записаться на прохождение службы по контракту.

На Южном фасе Курской дуги

Событие, которое вошло во все учебники истории Второй мировой войны под названием Прохоровское  сражение, развивалось на Южном фасе Курской дуги с 10 по 16 июля 1943 года под Прохоровкой, в котором приняли участие около 1500 единиц советской и немецкой бронетанковой техники. Именно 10 июля после неудачи в своем продвижении на Обоянь немцы направили главный удар на железнодорожную станцию Прохоровка.

Наступление велось  2-м танковым корпусом  СС (командующий Хауссер),  в который входили дивизии «Мертвая голова», «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и «Рейх». Они за несколько дней прорвали две линии укреплений советских войск и вышли к третьей – в  10 км юго-западнее станции Прохоровка.

Советское командование приняло решение нанести утром 12 июля мощный контрудар и уничтожить вклинившиеся в оборону войска противника. В 8 часов 30 минут  соединения 5-й гвардейской общевойсковой и 5-й гвардейской танковой армий после 15-минутной артиллеристской подготовки нанесли контрудар. Танки дивизии «Адольф Гитлер» попали под плотный огонь советских орудий. Бронированные лавины двинулись  навстречу друг другу. В боях с обеих сторон одновременно участвовало около 1200 танков и самоходных орудий. На поле под Прохоровкой завязались настоящие танковые дуэли. Это было противостояние не только тактики, мастерства экипажей, но и самих танков.

В немецких частях вели бой средние танки Т-IV модификаций G и H (толщина брони корпуса – 80 мм, башни – 50мм) и тяжелые танки T-VIE «Тигр» (толщина брони корпуса 100 мм, башни – 110 мм). Оба этих танка имели мощные длинноствольные пушки (калибра 75 мм и 88 мм), которые пробивали практически любое место бронезащиты советских танков (за исключением  тяжелого танка ИС-2 на расстоянии свыше 500 метров). Принимавшие участие в сражении советские танки  Т-34 имели преимущество над всеми немецкими танками в скорости и проходимости, однако толщина брони у них уступала «Тигру», да и пушки на них были менее мощными, чем на немецких среднем и тяжелом танках.

Наши танки вклинивались в боевые порядки немецких войск, старались получить преимущество за счет скорости и маневренности, расстреливать противника с близкого расстояния в бортовую броню. Очень скоро боевые порядки смешались. Плотный бой на коротких дистанциях лишал немцев преимуществ мощных пушек. Было тесно от массы бронированных  машин, которые не могли развернуться и совершить маневр. Они сталкивались, взрывался их боезапас, взлетали на десятки метров сорванные взрывом танковые башни. От дыма и копоти было плохо видно происходящее, над полем битвы летали десятки бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Советская авиация доминировала в воздухе.

Командующий 5-й гвардейской танковой армией П. А. Ротмистров так вспоминал события под Прохоровкой: «До позднего вечера на поле боя стоял несмолкаемый гул моторов, лязг гусениц, рвались снаряды. Горели сотни танков и самоходных орудий. Тучи пыли и дыма заволокли небо…».

Вражеские танки попытались прорваться к дороге Прохоровка-Карташовка, однако героическими  усилиями  бойцов 95-й гвардейской стрелковой дивизии врага удалось остановить. Боевые действия 12 июля привели к огромным потерям в дивизиях «Адольф Гитлер» и «Мертвая голова».

В последующие три дня ожесточенные бои проходили южнее Прохоровки. На этом участке  3-й танковый корпус армейской группы «Кемпф» пытался прорвать оборону 69-й армии в районе междуречья Северского и Липового Донца. Однако советские войска сдержали натиск немцев. 16 июля немцы прекратили атакующие действия и стали отходить в сторону Белгорода.

Войска Воронежского  и резервного Степного фронтов начали преследовать немецкие части. Немецкий план «Цитадель» потерпел неудачу. Танковые силы вермахта были сильно потрепаны и уже не смогли восстановить былую мощь.

Девятнадцатилетний сержант

«Сорок третий горечью полынной
На меня пахнул издалека –
Черною, обугленной равниной
Видится мне Курская дуга.
Те бои – как мера нашей силы.
Потому она и дорога,
Насмерть прикипевшая к России
Курская великая дуга».

Эти строки написаны Михаилом Федоровичем Борисовым – русским поэтом и прозаиком, членом Союза писателей. Спустя многие годы он вспоминал времена своей молодости, когда он, девятнадцатилетний гвардии старший сержант Миша Борисов, участвовал в Курской битве. Был он тогда бойцом 58 мотострелковой бригады и комсоргом артиллерийского дивизиона.

«…Танки ползли по полю и поливали смертоносным огнем наши позиции. За несколько минут боя они сумели расстрелять практически всю батарею. Из 28 в живых остался только один человек – наводчик старший сержант Михаил Борисов. «Тигры» были близко. Гитлеровцы уже докладывали по радиосвязи о выполнении поставленной задачи и тут вдруг батарейное орудие снова заговорило. К единственному уцелевшему 76-миллиметровому орудию встал единственный оставшийся в живых боец. Он сам подносил снаряды, заряжал, наводил и стрелял. Танки пытались обойти позиции с фланга, но Борисов, подпустив их на близкое расстояние, бил прямой наводкой. За 17 минут боя из 19 неуязвимых «Тигров» он подбил семь и тем самым сорвал атаку противника».

Из воспоминаний Михаила Федоровича Борисова:

«…Три танка загорелись. Из одного выскочил танкист. До сих пор помню: худой, в черном комбинезоне, стоит и грозит в нашу сторону кулаком. Я ему по башне и ударил. Он мне совершенно был не нужен, но такой азарт… Последний танк я остановил метрах в 60-70, точно трудно сказать. Но он пер на меня на полной скорости, и мне уже не было времени выбирать у него уязвимые места, надо было просто стрелять. Я очень грубо навел ствол прямо ему в лоб и нажал на спуск. Снаряд попал в лобовую броню и рикошетировал. Танк, естественно, не загорелся, но что-то в нем разладилось. Он остановился и дальше не продвинулся ни на шаг, ни на метр. Но он сумел ответным выстрелом разбить мою пушку. Я был ранен. Последнее, что осталось в памяти, это кусочек голубого курского неба и летящее там орудийное колесо…»

 

№: 
Рубрика: